Інформація до новини
22-12-2016, 00:46

Понятия «свобода» и «произвол» в творениях святых отцов и учителей Церкви

Категорія: Слово пастиря


У нас з'явився канал в Telegram, в якому ми будемо ділитися з Вами новинами

Понятия «свобода» и «произвол» в творениях святых отцов и учителей ЦерквиПроблема свободы, – одна из важных и сложных задач человечества, она волновала многих мыслителей на протяжении своей многовековой истории, и волнует до сих пор, и сегодня целесообразно вновь возвратиться к этой глобальной теме человечества, которая на протяжении многих веков занимала умы философов, богословов, политиков, ученых, так и не получив однозначного разрешения.
Без преувеличения можно сказать, что свобода является главной ценностью для современного человека. Ради свободы, или того, что мы считаем свободой, многие из нас готовы пожертвовать другими, менее значимыми, ценностями и благами жизни. Так что же такое свобода, которую мы ищем и к которой неустанно стремимся? Самое простое понимание свободы – это возможность действовать в соответствии со своими желаниями. Именно в реализации этой мечты многие люди видят для себя высшее благо.
Однако, при более подробном рассмотрении мы можем понять, что идеал свободы очень субъективен и противоречив. Например, очевидно, что наша «свобода действий» способна причинить боль другому человеку. Преступник, совершая беззакония, упивается своей свободой, которую понимает как безнаказанность. Ясно, что свобода любого человека должна быть ограничена, как минимум, таким образом, чтобы она не причиняла вред окружающим. Но легко ли провести эту грань в человеческих взаимоотношениях? Ведь немалый вред тому, кто рядом с нами, можно причинить, и не нарушая Уголовный кодекс – например, изменой, предательством, даже просто черствостью и равнодушием. Отсюда становится очевидным, что идеал свободы не автономен – он нуждается в нравственных коррективах. При отсутствии таковых он превращается в свою противоположность – человеконенавистничество.
Понятия «свобода» и «произвол» в творениях святых отцов и учителей ЦерквиДругой проблемой человечества является то, что вожделенное состояние «свободы» в полной мере совершенно недостижимо. Даже самый могущественный на земле правитель знает, что есть вещи, которые не зависят от его желаний. Он может заставить тысячи людей строить башню высотой до небес, но не может прекратить моросящий осенний дождь. Еще древним философам и поэтам было известно, что многие миллионы людей, стремившиеся к свободе как произволу в исполнении желаний, ломали свои жизни, становились пленниками своих страстей. Поэтому наиболее распространенным среди древних мудрецов и Востока, и Запада был нравственный идеал человека, который не потакает своим желаниям, но владеет ими, не привязан к земным благам и спокойно реагирует на любые превратности судьбы. Античные философы называли такое состояние «бесстрастием».
Однако, философский идеал бесстрастия хотя и кажется привлекательным, но его никак нельзя назвать жизнеутверждающим. «Свободным я считаю того, кто ни на что не надеется и ничего не боится», - говорил древнегреческий философ Демокрит. В Буддизме рассуждают примерно таким же образом: если известно, что источником страданий являются неисполненные желания, то единственным способом избавления от страданий является полный отказ от всех желаний. Именно такова желаемая свобода античного философа или последовательного буддиста: ни к чему не стремиться, презирать всё, что в этой жизни может быть желанным и приятным.
Совершенно иной подход предлагает нам христианство. Смысл свободы раскрывается на страницах Священного Писания, в Книге, которая адресована всем людям без исключения. И выражается он предельно просто: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Слова, обращенные Иисусом Христом к иудеям, которые считали себя избранным Богом народом и гордились своим превосходством над всеми прочими народами земли, парадоксальны. «Мы… не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?» - вопрошали иудеи Христа (Ин. 8:33). «Если Сын Человеческий освободит вас, то истинно свободны будете» - таков был ответ Спасителя.
Так в чем же все-таки смысл свободы для христианина? В поисках ответа на этот вопрос лучше всего идти по тому же пути, что и упомянутые ранее древние мыслители, т.е. постараться разобраться в том, каков глубинный источник человеческой несвободы. Например, античные философы-стоики считали, что ощущение несвободы является чисто субъективным состоянием того, кто недостаточно спокойно (бесстрастно) относится к окружающей действительности. Современный человек скажет, что несвободным его делают внешние условия – скажем, недостаток денег, физические болезни, несправедливые законы и т.п. Но христианство полагает, что источник несвободы глубже – он во внутренней, душевной порабощенности человека тому, что ему чуждо, противоестественно. Так как все люди имеют одно и то же – человеческое – естество, то и чужие, «нечеловеческие» действия и мысли – для всех одни и те же. Их в христианской традиции называют греховными страстями, а следование этим побуждениям – грехом.
В Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова сказано: «Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению» (Сир. 2.1). «Искушение не есть зло, но — добро. Оно хороших делает еще лучшими. Это — горнило для очищения золота, это — мельница для сотрения жестких зерен пшеницы. Это — огнь, истребляющий волчцы и терния, чтобы сделать землю способною к принятию добрых семян» - говорит нам святитель Иоанн Златоуст. Увещевая каждого из нас, Преподобный Антоний Великий говорит: «Побеждающий страсти плотские, венчается нетлением. Если б не было страстей, не было бы ни добродетелей, ни венцов, даруемых от Бога людям достойным... Но когда человек с мудростью и рассуждением, хорошо повоевавши, одолеет и победит грех, тогда уже не бывает борим, но мирствует душою и увенчивается от Бога как победитель» .
В свете этого становятся более понятными слова Христа: «всякий делающий грех есть раб греха» (Ин.8;34). Почти каждому из нас приходится наблюдать случаи страшной порабощенности людей греховным «привычкам» алкоголизм, наркомания и т.д. Очень многим знакомы порывы неадекватного, немотивированного гнева, в котором мы можем в одночасье разрушить отношения, выстраиваемые годами. Знакома, хотя бы по литературным примерам, безумная «любовная» страсть, когда по всему «положительный» человек оставляет свою семью, детей и бросается в омут случайного романа, оставаясь потом нередко «у разбитого корыта». Патологическая лживость, жадность, скупость и другие страсти влекут плененного ими человека к себе уже как бы помимо его воли. Такое рабство порой до того опутывает человека, что кажется для него почти нормальным состоянием. И эта внутренняя несвобода делает пустой и безрадостной свободу внешнюю – обладание большими финансовыми возможностями, властью и прочими земными благами.
Как-то Александр Солженицын заметил: «Мы увлеклись идеями свободы, но забыли, что самое мудрое измерение свободы – это дальновидное самоограничение». Однако понимание необходимости духовной свободы и ее первичности, фактически, утрачено человечеством. Апостол Петр, обличая проповедников внешней свободы, «забывших» о свободе внутренней, писал: «Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Обещают им свободу, будучи сами рабы тления, ибо, кто кем побежден, тот тому и раб» (2Пет.2;18–19). Поэтому, как ни парадоксально, «рабство Богу» является мерой свободы человека. Раб Божий – это работник на Божьей ниве, строитель Божьего здания, устраивающий свою жизнь и помогающий устроить жизнь окружающих людей в соответствии с планом мудрого Архитектора. Это тот, кто не зависит от помрачающих и искажающих жизнь человека греховных страстей, кто способен всегда действовать в соответствии со своей богообразной природой. Тот, чья личность, на пути жизни по Евангелию, раскрывается в полную меру данных ей Богом дарований, а не замыкается в «футляре» эгоизма, самодовольства и равнодушия. Человек, стремящийся в своей жизни подражать Богу, который есть Любовь.
Понятия «свобода» и «произвол» в творениях святых отцов и учителей Церкви«К свободе призваны вы, братия, - говорит нам апостол Павел,- только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу... Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти...» (Гал.5;13–17). Дальше он заключает совершенно недвусмысленно: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух – от духа пожнет жизнь вечную» (Гал.6,7–8). Свобода, не «ограниченная» любовью страха Божия, ставшая над любовью, убийственна для человека. Она приводит к самым отрицательным последствиям, прежде всего, к духовной и нравственной деградации общества, к идейному анархизму, материализму, антикультуре.
Свобода легко превращается в инструмент лжи, пропаганды разврата, насилия, сатанизма и становится узаконенной свободой зла или произволом. Может ли она в таком качестве быть отнесена к категории Добра и именоваться «свободой», чтобы иметь право на существование в нормальном человеческом обществе? Разве не очевидно, что все права потому и именуются свободами, что они призваны освобождать общество и каждого человека от рабства эгоизма и произвола злых страстей, созидать и духовно совершенствовать его, а не развращать духовно и телесно, не убивать себя и себе подобных? Святитель Василий Великий об этом говорит так: «В нашей свободной воле — или удержаться от порока, или быть порочным» . По мнению святителя Тихона Задонского: «Человек, прежде чем грешить, стоит между двумя противоположными силами — Богом и сатаной — и имеет свободное произволение обратиться к тому или другому» . Подмена духовной свободы, свободой похоти – вот смертельная, угроза, реально нависшая над человечеством.
Этим и объясняется тот парадоксальный факт, что современная европейская цивилизация, имеющая единственную цель – земное благополучие человека, все очевиднее вводит народы в последний круг жизни. В конечном счете, все современные кризисы своим источником имеют именно абсолютизированную внешнюю свободу – свободу плоти, страстей, которая утратив понятие греха, неумолимо превращается в жестокого эксплуататора и человека, и природы. Там, где свобода ставится над любовью, кончается человек богоподобный.
В своем строгом слове преподобный Марк Пустынник увещевает, напоминая нам: «Необходимо понимать, что нас заставляет делать грех причина, лежащая в нас самих. Следовательно, от нас самих зависит, слушать ли нам веления нашего духа и познавать их, идти ли нам путем плоти или путем духа… ибо в нашей воле делать что-либо или не делать» . Именно поэтому мы и должны нести ответственность за любой нравственный поступок. Робот или механизм, не обладая таким выбором, не могут грешить, так как действуют по заранее заданной им программе без возможности ее изменения. Если же мы, понимая греховность поступка, совершаем его или, понимая, что нужно делать добро и зная, что требует от нас Господь, не делаем этого, то здесь проявляется недостаток нашей воли. И тогда мы становимся рабами греха, поскольку делаем не то, что хотим, не то, что считаем разумным, а то, что не хотим делаем .
Без духовно–нравственного критерия нет реальной возможности положительно разрешить вопрос о свободах. Господствующий же в современном цивилизованном мире принцип: «свобода ради свободы», т. е. фактический примат свободы над любовью к Богу оказывается для человека сильнейшим наркотиком, который губит и которым губят все большее число людей. Вся совокупность прав, получаемая еще юным человеком просто по рождению, а не в силу его соответствующего воспитания, нравственной зрелости и моральной устойчивости, является одним из эффективных средств развития в нем сил стихийных, инстинктивных, со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Не об этом ли говорит древняя греческая мудрость: «Все, что дается даром, способно развращать»? Потому такая свобода легко продается за элементарный комфорт. Один из современных писателей справедливо сказал о нашем времени: «Повсюду в мире умирает свобода – политическая, экономическая и личная... Без свободы жить легче. Все больше людей охотно отдают свою свободу в обмен на удобную и спокойную жизнь. Не нужно принимать какие–либо решения. Меньше ответственности» .
По слову Н.А. Бердяева: «Все достоинство творения, все совершенство его по идее Творца — в присущей ему свободе. Свобода есть основной внутренний признак каждого существа, сотворенного по образу и подобию Божьему; в этом признаке заключено абсолютное совершенство плана творения» . Для человека, по мысли отцов церкви, нет дара более желанного, прекрасного и драгоценного, чем дар свободы. Но нет и дара более обременительного, искусительного и страшного, чем она.
Святой Иоанн Дамаскин говорит, сотворенный Богом человек «имел возможность пребывать и преуспевать в добре... равно как и отвращаться от прекрасного и очутиться во зле по причине обладания свободною волею...» . Святой Ефрем Сирин наставляя человечество, утверждает: «Бог создал человека свободным, почтив его умом и мудростью и положив пред очами его жизнь и смерть, так что если пожелает по свободе идти путем жизни, то будет жить вечно; если же по злому произволению пойдет путем смерти, то вечно будет мучиться» .
Великая тайна человеческой свободы сокрыта в том, что Сын Божий умер на кресте, был унижен и растерзан. Этим бессилием и унижением Самого Бога была открыта миру тайна свободной любви, смысл творения... Если тайна греха в свободе, то тайна искупления и спасения – в свободе же, но в свободе, соединенной с божественной любовью. Два тысячелетия тому назад в мир вошел Бог, чтобы освободить род человеческий от рабства греха и смерти. Творец вновь дарует человеку возможность обрести совершенную свободу. Так что же мы выберем: драгоценную жемчужину или останемся со своим ветхим наследством, которое обречено на расхищение и тление? Что мы выбираем - свободу или рабство? Христос вопрошает каждого, и каждый делает свой выбор.

------------------------------ 

1.Цит.по: «Крупицы духовной мудрости». Об искушениях, скорбях, болезнях и утешение в них. М., 1994. С.7.
2.Добротолюбие. В русском переводе Свят. Феофана Затворника. М., 2004. Т.1. С.71.
3.Василий Великий, святитель. О том, что Бог не виновник зла. Творения. М., 1900. Ч.1. С. 251.

4.Цит. по: Иоанн (Маслов), архим. “Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении”. Загорск, 1981. С. 476.
5.Цит. по: Платон, архимандрит. Православное нравственное богословие. М., 1994. С. 131.
6.См.: Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М., 2003. С. 134.
7.Калиновский П. П. Переход. Последняя болезнь смерть и после. М., 1991. С.15.
8.Бердяев Н.А. Истина и Откровение. СПб., 1996. С. 369.
9.Святой Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М., 2000. С. 152.
10.Святой Ефрем Сирин. Творения. Репринтное издание. М., 1907. Т. 3. С. 268.
11.См.: Бердяев Н. А. «Происхождение зла и смысл истории» // Вопросы философии и психологии. М., 1908. С. 565.




Якщо ви виявили помилку на цій сторінці, виділіть її і натисніть Ctrl+Enter.

Шановний відвідувач, Ви зайшли на сайт як незареєстрований користувач.
Ми рекомендуємо Вам зареєструватися або увійти на сайт під своїм ім'ям.