Главная > Новини / Інтерв'ю > Валерий Качаев: «Мультики создают взрослые дети»

Валерий Качаев: «Мультики создают взрослые дети»


13-11-2015, 17:30

Рисованные, песочные, кукольные и пластилиновые, для детей и взрослых… Какими только не бывают мультфильмы. В Международный День анимации во всем мире одновременно в 100 странах устраивают премьерные просмотры. Как создаются мультфильмы в современном мире, могут ли комиксы заменить классиков и какие мульты стоит смотреть – об этом и не только мы поговорили с художником, режиссером и сценаристом Валерием Качаевым.

 

Валерий Качаев – один из первых участников мим-труппы «Каламбур», создатель «Деревни дураков» и мультстудии «Пилот», где работал сценаристом, аниматором, режиссером. Сейчас Качаев творит на собственной студии и придумывает рекламные сториборд, рисует комиксы и анимацию, создает кинораскадровки.

 

Взлет «Пилота»

Два брата – Шеф и Коллега появились благодаря творческой группе студии «Пилот». Сначала она была маленькой, где «родились» «Приключения Колобков» и «Следствие ведут Колобки» по книжке Эдуарда Успенского. Режиссеру Александру Татарскому во всем помогал Валерий. Они решили создать своих персонажей, похожих на Колобков. Для работы в «Пилоте» художников набирали по улицам Москвы: «Мультипликацией не интересуетесь?» – спрашивал Татарский. Давал объявление в газету, когда появилось свое помещение.

– Могу похвастать, что наши «Братья Пилоты готовят макарончики» взяли «Нику», а пластилиновая заставка Татарского к «Спокойной ночи, малыши!» до сих пор в эфире. Это уже классика жанра и вошла в Книгу рекордов Гиннесса как самая долгая заставка в мире – ей уже более 30 лет!

На данный момент «Пилот» уже не тот и работает лишь небольшой цех пластилиновой анимации. Как отметила режиссер студии Елена Чернова, «пилотовцев» разобрали как котят. Судите сами: создатели таких культовых мультиков, как «Маша и Медведь», «Фиксики», «Смешарики» – экс-«пилотовцы», – говорит Валерий.

– При студии «Пилот», – делится Валерий, – авторы не занимались производством трехмерных персонажей, так как доверяли только пленке.

В своей студии теперь Валерий рисует комиксы для рекламы и кино с помощью компьютерной графики. Еще студия выпустила первые комиксы в России в твердой обложке: «Пиковая дама» и «Анна Каренина». И их работы имели резонанс.


– Я не претендую на то, что комиксы – это классические произведения. Это всего лишь вариации. Хотите почитать Толстого в оригинале – вам никто не мешает. А потом уже посмейтесь над комиксом – это же интересно представить, как жила бы Анна сейчас, где вместо паровоза – мерседес… Да и мотивирует узнать, как было в оригинальных текстах и их почитать. Вообще, сейчас к комиксам у нас странное отношение – их не воспринимают. Хотя вот в Японии четверть печатной продукции составляют комиксы. Это сильная движущая сила как для кино, так и для литературы.
– Анимация – дело дорогостоящее,

 – поделился Валерий.

Чтобы создавать анимацию – нужны средства. Однако, надежда есть – отрасль выжила в самые сложные времена. Чтобы творить мультфильмы, достаточно взрослому быть ребенком в душе!

 

Дело случая

Свою творческую карьеру Валерий начинал с пантомимы. С волшебным миром пантомимы, буффонады, клоунады и синхробуффонады познакомил Валерия актер Дмитрий Богатырев. Навыки остались по сей день. Непринужденно и очень пластично показывает волны, рыбок и стеночку. «Они уже прочно вошли в тело», – с улыбкой поясняет режиссер.

Свою первую пантомиму на сцене вспоминает с дрожью в голосе.

– Выступление проходило перед самыми настоящими мастерами дела – «Лицедеями»! Представляете: на вас смотрит генерал клоунады Полунин?! Тут не только коленки затрясутся! Мы тогда показывали пантомиму «Ворона и Чучело». Я был, естественно, Чучелом, деревянным таким, что эх... Там же я познакомился и с Александром Татарским. Он ходил неприкаянный, в кепке, его никто не узнавал. А на то время он уже снял «Пластилиновую ворону», звезда как бы. Я ему говорю: «Вы – Татарский?», а он от неожиданности аж подпрыгнул: «Да!». Так и подружились. Делились идеями и задумками. Он меня вдохновил поступить на режиссерские курсы в Москве. А туда можно было поступить, только если у тебя есть высшее образование. А у меня за спиной – театрально-художественное училище… Однажды он мне позвонил и сказал: «Я договорился, приезжай. Только не пропусти Хитрука». И когда я уже в Москве показывал свои работы гуру анимации Федору Хитруку, тот ухмыльнулся: «Понятно, Татарским пахнет!» Настолько стиль был похож. Удивительно, но вступительные экзамены я прошел, они были все втемную, комиссия не знала, кто рисует. И вот я на курсе, где преподают такие мастера, как Назаров («Жил-был пес»), Норштейн («Ежик в тумане»), Крыжановский – классики анимации. Счастью не было предела!

 

А начиналось все с Одессы

– С Одессой у меня связано детство. Мой отец – военнослужащий. Родился я на Камчатке, жил в Мурманске на базе подводных лодок, приезжал к бабушке в Ильичевск каждое лето, а потому Одесса для меня была городом-мечтой. С мятым рублем в ладошке я ездил сюда специально, чтобы покататься на всех аттракционах чешского Луна-парка! Всегда думал: здесь живут счастливые люди, потому что им никуда не нужно ездить, чтобы покататься на них!

Для Валерия Одесса никогда не остается в прошлом. Признается, что довольно часто приезжает сюда, чтобы вдохнуть глоток свежего воздуха, вдохновиться, творчески подзарядиться и соприкоснуться с прекрасным.

– Одессит – это батарейка, которая никогда не заканчивается. Сюда приезжаю и неустанно рисую этюды – различные одесские уголочки. Сейчас, конечно, много машин появилось, но я их игнорирую и продолжаю рисовать приглянувшийся переулок. Мне это сильно помогает.

Валерий признается, что сама судьба привела его к тому, чтобы он навеки связал свою жизнь с мультиками.

– Я, как все нормальные дети, рисовал в школе на последних страничках тетрадки и всегда дрался на уроках рисования с парнишкой, с которым сидел за одной партой. Через 16 лет мы снова с ним встретились, и теперь Игорь Сапожков – мой партнер по студии иллюстраций StudioKS. Одна из наиболее известных работ – это раскадровка к фильму «Ночной дозор».

Когда пришло время поступать, без колебаний пошел поступать в театрально-художественное училище. Валерий решил быть художником театра и кино, очень любил постановочные спецэффекты.

– «Звездных войн» я тогда еще не видел, но завороженно смотрел «Москва-Кассиопея» и «Отроки во Вселенной». Очень любил космическую тематику, это такая романтика!.. И неустанно рисовал эскизы кораблей. С ними и пришел в приемную комиссию в училище. Но поступил я на следующий год на оформительское отделение. После первого же курса перевелся на кукольное отделение и попал в коллектив из 12 девушек. Я был 13-м. Там же женился, и до сих пор мы вместе! В следующем году отметим юбилей – 30 лет! Сейчас у нас своих три девочки и два приемных мальчишки.

А подтолкнула семью на такой шаг работа волонтерами в одном благотворительном фонде.

– Никакие подарки и общение несколько раз в неделю не могли восполнить детям отсутствие семьи, родительское тепло. Когда они вырастали, то повторяли судьбу своих родителей: их семьи распадались, своих детей сдавали в приюты… И мы подумали: для того, чтобы что-то изменить в этой ситуации, нужно своим примером показать, как. И мы взяли двух мальчиков – одному уже 11 лет, а второму 10. Замечательные дети, дети как и все – учиться не хотят. Зато талантливо танцуют и ездят по фестивалям, выигрывают конкурсы.

 

Какие мультики смотреть?

Мы не могли не спросить у мастера, какие же мультики стоит смотреть детям. А может быть, даже и взрослым.


– Понимаете, считается, что золотой век мультипликации – послевоенное время. Однако времена меняются, темп меняется. Тогда было все медленно, но капитально. Очень сложно пересматривать мультики тех лет. Сейчас у людей более «клиповое» мышление, отсюда и потребление мультиков-клипов, быстрых, ярких и простых, как «Масяня». А вот золотой фонд мультипликации нашего времени, считаю, это «Симпсоны»! Особенно, первые 10 сезонов. Там вся кладезь мировой классики. Герои мотивируют после мульта перечитать оригиналы. А тонкий юмор персонажей?! Меня дома вообще Гомером называют!
А вот совсем маленьким деткам следует начинать знакомство с окружающей средой через сказки народов мира. Нужно объяснять детям, что мы живем в многонациональной стране, это важно. Нужно объяснять деткам, что у каждого народа есть свои сказки, которые приобщают к культуре других наиболее быстро. Не бойтесь открывать детям целые вселенные – это развивает их и делает настоящими людьми.

 


Вернуться назад