Главная > Новини / Історія та суспільство > Наш современник – князь Владимир. Уже Великий

Наш современник – князь Владимир. Уже Великий


1-08-2015, 11:30

В 1988 году Русская православная церковь и весь православный мир торжественно отметили 1000-летие принятие Древней Русью христианства. По всей, тогда еще единой огромной и формально коммунистической стране, проходили пышные торжества, к дате были приурочены церковные и светские выставки, конференции, симпозиумы, выпускались научно – познавательные книги и ученые монографии, снимались документальные фильмы, реконструировались старые и открывались новые памятники…

Особый интерес вызывало изучение предпосылок и обстоятельств принятия Русью христианства, перипетий жизни личностей, от которых и зависело осуществление этого шага поистине всемирно-исторического значения.

Первостепенное внимание, безусловно, было уделено киевскому князю Владимиру, который в официальной истории эдак века с XVIII именовался не иначе, как Креститель, а в церковной – Святым и равноапостольным.

 

Владимир-креститель: неизвестный и святой

Усилиями историков и богословов к юбилейной дате, казалось, была поднята и проштудирована вся, надо подчеркнуть – достаточно небольшая, как принято говорить у исследователей, источниковая база по этой теме. Источники, дошедшие до нас (древнерусские, греческие, болгарские, латинские, арабские, персидские) неполны, отрывочны, разноречивы и попытки восстановления истины на тысячелетнем удалении от времени и места действий, что сплошь и рядом происходит в исторической науке, изучающей события и более близких к нашим дням времен, продвигаются с большим трудом. Некоторые обстоятельства, изложенные в них, гипотетичны, что неизбежно.

Начиная, хотя бы, с того, что крещение самого Владимира, получившего христианское имя Василий, могло произойти во время пребывания посольства императора Василия Второго в Киеве, то есть в начале 988 года. Но Корсунская легенда в «Повести временных лет» и зависящем от нее «Житии Владимира» относит это важное событие только к Корсуню – Херсонесу. (По сведениям «Памяти и похвалы» Иакова Мниха, автора XI века, Владимир крестился в «десятое лето по убиеньи своего брата Ярополка», которое произошло в 978 году).

Что касается крещения киевлян, то и в этом случае источники дают противоречивые указания на его время и место. Наряду с традиционно принятой датой (988 год) исследователи обосновывают и более раннее время, и более позднее – например, 990-й. По «Повести временных лет» событие это происходило в Днепре, а по «Житию Владимира» – в его притоке реке Почайне.

Грамотеи XI–XII веков не только не ответили на многие вопросы, но, напротив, только по им одним известным причинам, основательно запутали их. В произведениях авторов XI века митрополита Иллариона и Иакова Мниха о крещении Руси говорится весьма кратко. Рассказ «Повести временных лет» крайне тенденциозен и также содержит мало информации для выяснения действительных обстоятельств принятия христианства Владимиром.

Летописцы же XVI–XVII веков, времен Московской Руси, немало материалов по этой теме почерпнули из иностранных источников и включили их в свои труды – Степенную книгу, Воскресенскую, Никоновскую, Густынскую и другие летописи. Однако заимствованные сведения сводчиками не были осмыслены и нередко также противоречат друг другу.

Христианские летописцы, и вслед за ними многие исследователи, утверждают, что князь Владимир с помощью святого крещения вывел подвластные ему народы из царства тьмы на свет Божий, чем предопределил дальнейшее стремительное развитие страны.

До того-де для восточных славян был характерен крайне низкий уровень социально – экономического и культурного развития, а с христианством на Русь пришла письменность, искусство и даже государственность. В их работах крещение Руси трактуется исключительно как положительное событие, принесшее людям радость.

Между тем скромно заметим: смена религии сопровождалась уничтожением изображений и идолов почитаемых веками старых языческих богов предков, их публичным поруганием княжескими слугами, построением храмов на местах языческих капищ. Так, в Киеве, на месте, где стоял идол Перуна, была воздвигнута церковь Василия, посвященная Василию Великому, а под Новгородом, в Перыни, где стоял языческий храм, была построена церковь Рождества. По сообщению «Повести временных лет», Владимир «начал строить в городах церкви и назначать попов, и людей стали приводить к крещению по всем городам и селам».

Распространение христианства проводилось формирующейся церковной организацией и дружиной князя нередко насильно. Митрополит Илларион Киевский признавал: «… никто не сопротивлялся княжескому приказу, угодному Богу, и крестились если не по собственной воле, то из страха перед приказавшим, ибо его религия была связана с властью». В других же городах замена культов встречала открытое сопротивление. К примеру, в Новгороде епископ Иоаким Корсунианин и княжеские воеводы Путята с Добрыней крестили горожан – «Путята крести мечем, а Добрыня огнем».

Как видим, не все так просто было в реальной жизни наших предков около десяти веков тому, как однозначно трактовалось в школьных учебниках еще совсем недавно.

Противоречие есть даже в хрестоматийном утверждении о том, по какому именно канону изначально крестился киевский князь Владимир. В трудах некоторых западных ученых к 1000-летию принятия христианства Русью утверждалось, что первоначально она приняла новую религию не от Византии, а от Рима по католическому образцу, а сам Владимир был крещен латинским миссионером. Именно поэтому в 1634 году римский папа Урбан XIII своим особым документом и провозгласил его католическим святым…

Здесь не место, и не газетный это формат, приводить те или иные факты, обширные цитаты из источников, фрагменты утверждений различных историков всевозможных времен, школ и научных направлений о важных деталях и обстоятельствах cобытия крещения Руси, да и самой противоречивой и великой личности Владимира Крестителя. Пусть этим занимаются в научных сражениях историки и богословы. Однако сам дважды Святой, в который раз после преставления своего, – ухода из этого мира в мир иной – стал объектом баталий политических. И кто бы мог подумать тогда в 1988 году – межгосударственного уровня единоверных соседей!

 

Святой Владимир: он чей?

В 2010 г. указом президента Российской Федерации была учреждена новая памятная дата – 28 июля – День Крещения Руси. В Украине отмечать День Крещения Киевской Руси-Украины начали раньше – в 2008 г., после Указа Президента Виктора Ющенко.

31 июля 2013 г., после масштабного празднования в Киеве и Севастополе 1025-летия Крещения Руси, президент Путин создал специальную рабочую группу по подготовке мероприятий, посвященных тысячелетию преставления князя Владимира. Единый замысел торжеств формировал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Согласно начальному плану, было решено организовать порядка сотни акций во всех странах канонического пространства Русской Православной церкви, а также в русских диаспорах других государств.

С начала нынешнего года в России развернулась активная кампания по увековечиванию памяти князя Владимира. 18 января в Севастополе стартовал просветительский проект «Креститель»: на территории древнего Херсонеса был построен храм и в нем проведен молебен. 21 января Патриарх Кирилл обратился к пастве со специальным посланием в связи с 1000-летием преставления Святого равноапостольного князя Владимира.

21–23 января в Москве проходили XXIII Международные Рождественские образовательные чтения «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси». Только в столице в рамках чтений состоялось около 160 мероприятий, в которых приняли участие порядка 10 тысяч человек. По данным прессы, в региональных их этапах участвовало более 100 тысяч человек. Кроме чтений был проведен специальный «Круглый стол» на тему: «1000-летие преставления князя Владимира в светских и православных СМИ».

30 января в Санкт-Петербурге открылась масштабная выставка «Православная Русь. Моя история. Рюриковичи» – князю Владимиру посвящен отдельный зал.

24 февраля под председательством Патриарха Кирилла состоялось очередное заседание рабочей группы при президенте Российской Федерации по подготовке торжеств и мероприятий к 1000-летию преставления князя. Среди иных в ходе ее работы было принято решение о проведении во всех школах страны специального урока о князе Владимире. На следующий день, 25 февраля, Мосгордума приняла решение о возведении на Воробьевых горах по проекту архитектора Салавата Щербакова 25-метрового памятника Владимиру Крестителю.

Кульминация намеченных торжественных мероприятий приходится на 26–28 июля. Но и этими днями они еще не завершатся. До конца года в России будут продолжаться масштабные события: открываться выставки, отреставрированные храмы, проходить крестные ходы и проводиться научные мероприятия. Одно из основных запланировано на 24–26 сентября: в Москве состоится международная научно-практическая конференция «Князь Владимир. Цивилизационный выбор».

Кроме всего, анонсирована работа над двумя фильмами – документальным «Креститель. Херсонес. Севастополь» и двухчасовым художественным фильмом «Креститель», который выйдет на экраны весной 2016 г. (режиссер Владимир Бортко).

Немало мероприятий в связи с 1000-летием преставления Святого равноапостольного князя Владимира пройдет и за границами России. В ближнем и дальнем зарубежье. Например, на севере Таиланда, в г. Чиангмае, 10 февраля был заложен первый камень храма во имя равноапостольного князя Владимира.

Украина, конечно же, тоже не осталась в стороне от этого торжественно-празднично-скорбного юбилея. 25 февраля этого года Президент подписал Указ «О чествовании памяти князя Киевского Владимира Великого в связи с 1000-летней годовщиной его упокоения». Он издан «с целью сохранения и утверждения традиций украинской государственности, напоминания о роли исторического наследия Руси-Украины в их становлении, признания важности принятия христианства для развития украинского общества как неотъемлемой части европейской цивилизации, памяти Владимира Великого – выдающегося государственного и политического деятеля, создателя средневекового европейского государства Руси-Украины».

Кабинет Министров утвердил впечатляющий по размаху план. 

«Предусмотрено много мероприятий: и торжественные молебны, и торжественный вечер в Национальной опере, и массовые мероприятия, и популяризация книг, выставки, экспозиции в Национальном музее истории»,
– сообщил 15 июня вице-премьер-министр – министр культуры Вячеслав Кириленко.

Кульминация также намечена в Киеве на эти дни июля. В частности, 27 июля на 14:00 был запланирован молебен на Владимирской горке  Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия в сослужении представителей Поместных Церквей мира, епископата, священства, монашества и верных Украинской Православной Церкви. После молебна крестный ход должен пройти от Владимирской горки до Киево-Печерской Лавры.

На 9:00 28 июля была назначена Божественная литургия на площади возле Успенского собора. Особенность торжеств в том, что в Киев на богослужение доставлены почитаемые всем православным миром святыни — иконы Божией Матери «Касперовская», «Святогорская», «Ахтырская», «Почаевская», «Зимненская», «Песчанская» и «Призри на смирение». Эти чудотворные иконы впервые одновременно находятся в Киеве.

К святыням можно будет приложиться во время их пребывания в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре.

Ну, это – так сказать, религиозная часть торжеств. А в светской, согласно Указу Президента Порошенко, будут выпущены в обращение памятные монеты, почтовые марки и конверты, посвященные деятельности киевского князя. Правительству же при участии Национальной академии наук и общественных организаций поручено подготовить ряд научных конференций, симпозиумов, круглых столов, семинаров, других научных и просветительских мероприятий, направленных на изучение деятельности Владимира Великого.

«Это наш украинский князь, это креститель Руси-Украины, как бы ни пытались российские соседи сказать, что все их, включая князя Владимира, это не удастся, потому что история сильнее, чем любой субъективизм, даже путинский»,
 – заявил еще 15 июня вице-премьер-министр-министр культуры Украины Вячеслав Кириленко.

Рискнем предположить, что у министра для такого утверждения, вроде бы, есть не только историческое, а и социологическое основание. Какое?

С 11 по 15 июля 2008 года, в пору не лучших, но далеко не АТОшных отношений с нашим восточным соседом, накануне празднования 1020-летия Крещения Руси Киевский международный институт социологии (КМИС) провел опрос, данные которого просто поражают! Всего были опрошены 2036 респондентов старше 18 лет во всех областях Украины, Киеве и АР Крым.

КМИС предложил ответить на вопрос: «Какое из этих двух современных государств, по Вашему мнению, является преемником Киевской Руси?»

В результате, 54,4% опрошенных считали, что только Украина (28,1%) или скорее Украина, чем Россия (26,3%) является преемницей Киевской Руси.

В то же время 17,6% ответили, что только Россия (4,5%) или скорее Россия, чем Украина (13,1%) является правопреемницей княжества.

Кроме того, 2,8% опрошенных заявили, что ни одна из этих стран не могут считаться преемниками Киевской Руси. Затруднились ответить на этот вопрос 18,3%, 7% назвали другой вариант.

А на второй вопрос: «Какая православная церковь, скорее всего, имеет право считаться исторической правопреемницей Православной церкви, утвержденной в Киевской Руси 1020 лет назад?» 32,6% заявили, что такой преемницей является УПЦ КП, 15,6% – УПЦ МП, 1,9% – УАПЦ, 10,1% – Русская православная церковь. 37,5% затруднились ответить.

 

Владимир – наш «всешний»

Несколько иной взгляд на историческое прошлое, наше настоящее и будущее продемонстрировали участники Всеукраинского форума «Под покровом Богородицы. Владимир Великий – нравственные основы государственности». Его провели Одесская епархия Украинской православной церкви Московского патриархата совместно с Одесским областным Советом Мира.

В выступлениях подчеркивалось, что благодаря великим деятелям, оказавшим благотворное влияние на ход отечественной истории, мы можем найти ответы на актуальные вопросы бытия. Одним из общенациональных лидеров является святой князь Владимир Великий, положивший в основание жизни народов Киевской Руси спасительную веру Христову. Князь укрепил государственность Руси, крестил её жителей, ввел страну в сообщество европейских народов. Одной из главных заслуг князя является построение нового государства на основах христианской нравственности.

«Сегодня мы вновь и вновь обращаем взоры к истории в поисках фундамента, на котором строилась наша Русь-Украина. Это эпоха князя Владимира, эпоха славных величественных дели побед, время строительства огромного государства. И, наверное, если мы обратимся к опыту таких людей – титанов духа и мысли, – то сможем по-настоящему строить наше сегодняшнее и грядущее. История – это учительница, которая никогда не обманет. Князь Владимир создал тот базис, на котором уже больше 1000 лет мы все строимся, живем и процветаем»,
– подчеркнула настоятельница Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря игуменья Серафима.

«Можно было создать жесткую деспотическую систему, которая подчинила бы себе всех людей. Но Владимир пошел по другому пути – по линии света, по линии реализации добра и гуманизма, которая, в конце концов, привела к тому, что появилось то самое замечательное светлое государство, которое мы называем Киевской Русью. В этом смысле я бы хотел обратить внимание современных политиков на очень серьезную и острую проблему, с которой сталкивается современный мир: на систему христианскую во все большей степени наползают всевозможные антисистемы. Это не только секты и различные мошенники, спекулирующие на Иисусе Христе. Это те системы, которые делают ставку на разобщение людей, на эгоизм. И это, в конце концов, разрушает практически все. Происходит две глобализации. Одна – глобализация самодовольства, меркантилизма, которая преследует цели наслаждения. Вторая – глобализация тотальной нищеты, которая штурмует богатые города Европы и мира в целом. В этой ситуации действительно необходим тот подвиг, который совершил князь Владимир – подвиг внутреннего преображения, который ведет к социальному преображению. Такой подвиг необходимо совершить всем современным политикам»,
– считает профессор Одесского университета имени Мечникова Василий Попков.

А выдающийся ученый-историк академик, директор Института археологии, член Академии Европы и Международного союза славянской археологии Петр Толочко просто убежден:

«Владимир стал тем государственным деятелем, который ввел Русь в круг европейских православных стран. Когда мы сегодня говорим, что наш цивилизационный выбор – европейский, то надо помнить, что выбор за нас сделал Владимир Святославович. Владимир – это фигура всевосточнославянского значения. Он не украинский, не русский и не белорусский. Он – всешний, если можно так выразиться. Не случайно подобные конференции проходят во многих городах многих стран. Я думаю, что если мы, славянские народы, будем доказывать, что Владимир – наш, от этого будет польза всем нам. Потому, что наши взоры будут постоянно обращены в наше общее и, надо сказать, великое прошлое».

Что по сути и совести можно возразить на утверждение митрополита Одесского и Измаильского Агафангела о том, что:

«…Мы называем святого князя Владимира зачинателем нашего общего государства – Киевской Руси – колыбели трех братских народов: украинского, русского и белорусского. Он близок и дорог всем нам своим духовным подвигом. …Все мы духовные чада Владимира, всех он сплотил, породнил, сделал единой семьей, крестными братьями и сестрами, всех призвал к достойной и праведной жизни во Христе»?

 

И одесский форум, как и торжества в целом, заставляют мыслящих людей (и не обязательно только христиан!) задуматься о том, а нужно ли нам делить Владимира со всеми его недостатками и достоинствами по отдельным национальным квартирам и частям? Какую войну за историю ведут Украина и Россия, может ли в ней быть победитель? Морально ли утверждение вроде «если Украина хочет выжить как страна и сохранить право на свою историю, она должна отстаивать его всеми силами. Это такая же война за независимость, только в другой плоскости?!»

И думается мне, что ответы на эти и другие вопросы поможет нашим сердцам и душам подсказать Святой равноапостольный князь Владимир Святославович, в этом смысле - наш современник, стоящий где-то там, рядом с апостолами и Богом.


Вернуться назад