Главная > Новини / Політика > Сферу обслуживания обязали перейти на украинский язык: Будут ли исключения и что грозит нарушителям

Сферу обслуживания обязали перейти на украинский язык: Будут ли исключения и что грозит нарушителям


16-01-2021, 10:00

В Украине с завтрашнего дня всю сферу услуг обязали перейти на государственный язык. Такое требование прописано в ст. 30 закона "Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного", принятого в конце каденции пятого президента Петра Порошенко.

Соответствующий документ вступил в силу еще в июле прошлого года, однако некоторые его нормы, включая одну из самых жестких – обязательное обслуживание клиентов на украинском языке, начали действовать не сразу, так как для этого был предусмотрен переходный период.

И вот, накануне Уполномоченный по защите государственного языка Тарас Креминь напомнил, что с 16 января, в Украине в сфере обслуживания потребителей должен использоваться исключительно государственный язык.

Кого именно коснется нововведение, есть ли исключения и что грозит нарушителям – читайте далее в нашем материале.

Кого затронет нововведение?
Всех поставщиков услуг независимо от формы собственности. Производители, исполнители, продавцы – все они должны будут предоставлять потребителям информацию об изделиях (товарах), работах или услугах на государственном языке.

 Тарас Креминь
Укринформ
"В супермаркете и в интернет-магазине, в кафе, банке, на автозаправочной станции (АЗС), в аптеке или библиотеке, где бы ты ни был, – обслуживание должно быть на украинском", - отмечает Креминь.

В информации об изделиях (товарах), работе или услугах, предоставленной на государственном языке, допускается использование слов, сокращений, аббревиатур и обозначений на английском языке и/или с использованием букв латинского и/или греческого алфавитов.

По просьбе клиентов информация в сфере обслуживания может быть продублирована на любом другом языке.

Исключение
Исключение есть! В законе прописан один-единственный возможный случай, когда персональное обслуживание может осуществляться на другом языке – если сам клиент об этом попросит.

 Татьяна Монахова
RFE/RL
"Когда человек приходит, например, в заведение питания и обращается на украинском, а ему не отвечают, то это нарушение закона. Если клиент сам инициирует использование другого языка, персонал может отвечать на том языке, на котором человеку комфортно общаться", - отметила экс-Уполномоченная по защите государственного языка Татьяна Монахова, сообщает "Радио Свобода".

Кроме этого, действие документа в целом не распространяется на сферу частного общения и религиозных обрядов.

По словам Монаховой, в быту люди могут общаться на любом языке, но во время общения гражданина с государством необходимо использовать украинский, передает "Интерфакс-Украина".

Цитируем: "На каком языке человек говорит с детьми или родителями, с друзьями, на каком языке он пишет стихи или письма, пишет в социальных сетях, молится Богу – это его личный выбор. В то же время, если человек стоит перед государством как гражданин и обращается к государству: "Защити меня, научи меня, исцели меня, дай мне работу", то государство требует использования государственного языка".

Что делать, если отказываются обслуживать на украинском?
Советы от омбудсмена:

1. Для начала нужно попробовать решить ситуацию на месте и попросить работника обслуживать вас на государственном языке;

2. В случае отказа следует обратиться к руководству учреждения или на "горячую линию" учреждения: торговой сети АЗС, аптеки и др.;

3. В случае отказа или необеспечения предоставления информации (услуг) на государственном языке зафиксируйте этот факт (с помощью аудио-, видео-, письменного подтверждения очевидцев и т.д.) и данные предприятия (название, местонахождение, контакты);

4. Подайте жалобу Уполномоченному по почтовому адресу 01001, г. Киев, переулок Музейный, 12, на электронный адрес skarha@mova-ombudsman.gov.ua или заполните соответствующую форму на сайте омбудсмена (доступна по ссылке).

Важно! В жалобе обязательно должны быть указаны: фамилия, имя, отчество, ваше место жительства, изложена суть жалобы, какой именно субъект/работник субъекта, когда, по какому адресу, каким образом нарушил ваше право. Уполномоченный рекомендует также приложить доказательства в подтверждение.

Письменную жалобу нужно подписывать с указанием даты. В электронной жалобе также необходимо указать электронный почтовый адрес (для получения ответа), или сведения о других средствах связи с вами.

 Жалобы подаются в течение шести месяцев со дня выявления нарушения.

Что грозит нарушителям?
Штраф. Уголовная ответственность за нарушения ст. 30 языкового закона не предусмотрена, только административная.

 Из открытых источников
Штрафованием нарушителей будет заниматься Уполномоченный по защите государственного языка и его представители на местах.

Согласно ст. 57 закона сразу штрафовать никого не будут.

Изначально представителю сферы обслуживания объявят предупреждение с требованием устранить нарушение в течение 30 дней.

В случае повторного нарушения в течение года составляется протокол, на основании которого языковой омбудсмен выносит постановление о наложении штрафа в размере от 300 до 400 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 5 100 – 6 800 грн).

Нарушитель обязан оплатить штраф в течение 15 дней после получения соответствующего постановления (об этом в течение 3 дней он должен письменно уведомить Уполномоченного, указав номер и дату платежного поручения).

 Из открытых источников
Также субъект хозяйствования имеет право обжаловать постановление в суде. В случае проигрыша штраф необходимо заплатить не позднее чем через 15 дней после уведомления об оставлении жалобы без удовлетворения.

Но есть одно большое "НО"
Возможность штрафовать нарушителей власти могут получить только в 2022 году.

Именно к тому времени, по словам бывшего председателя комитета по вопросам культуры и духовности Николая Княжицкого, отложили административную ответственность за нарушение закона "Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного".

 Николай Княжицкий
Из открытых источников
"Мы на три года перенесли введение в действие административной ответственности за нарушение закона, а за это время бесплатно во всех областях Украины будут созданы центры, в которых будут обучать украинскому языку", - цитирует Княжицкого "Украинская правда".

Бывший языковой омбудсмен Монахова тоже отметила, что система штрафов не начнет действовать "прямо сейчас", так как в законе предусмотрена отсрочка ее введения в среднем на 2-3 года, чтобы "было время подготовиться к имплементации на практике".

источник 112


Вернуться назад