Главная > Новини / Аналітика > Имя раскола

Имя раскола


28-05-2019, 18:00

«Всему свое время: «…время разбрасывать камни, и время собирать камни». Глубинный смысл ветхозаветного изречения Екклесиаста, на мой взгляд, понятен каждому из нас, дорогие мои читатели. Для непрерывной смены означенных процессов бытия подтягиваются и соответствующие личности. Мировая история и окружающая нас современность благодарно хранят имена людей-созидателей, основателей, объединителей, собирателей, миротворцев. С другой эмоциональной окрашенностью, но с не меньшим вниманием мы относимся к личностям-разрушителям, ниспровергателям, раскольникам. Даже руководствуясь благими намерениями и озвучивая гуманные цели, такие люди вселяют в души надежду на возрождение, но в конечном итоге порождают исключительно вражду, разрушения и слом. Кажется, будто Создатель во вселенской мудрости своей препятствует осуществлению задуманного ими, видя нечистоту и неискренность заявленных намерений. Имя им – раскол. А у раскола, как явления, их имена.
«… дан Богом украинскому Православию»
Как показывают события последних дней, видное место в сём печальном списке по праву занимает Филарет. Конечно, не мне, человеку далёкому от религии и малосведущему в теологических премудростях, осуждать клирика столь высокого уровня. Но одна и та же тактика, избранная Филаретом для решения различных проблемных ситуаций и, в конечном итоге, приводящая к расколу и деструкции всего задуманного, просматривается невооружённым глазом на протяжении всей его бурной жизни. И ни разу не сделан вывод и не вынесен урок из порождённых в результате бед и трагедий. В связи с этим предлагаю вам, мои дорогие читатели, освежить в памяти события не так давно минувших дней.
В июне 1990 года Архиерейский собор Русской православной церкви избирает шестидесятилетнего митрополита Киевского и Галицкого Филарета и ещё двух кандидатов на Патриарший престол, освободившийся после смерти Патриарха РПЦ Пимена. В результате тайного голосования 7 июня членами Поместного собора Филарет получил 66 голосов, тогда как за митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера) было отдано 139 голосов, за митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (Сабодана) – 107.
Следует отметить, что именно Филарет был назначен Синодом РПЦ сразу после смерти предстоятеля Местоблюстителем Патриаршего престола и имел основания надеяться занять сам престол. Но, как говорят, не сложилось… Тут бы митрополиту Киевскому и Галицкому Филарету вспомнить о Божьих заповедях – смирении и борьбе с гордыней. Ан, нет – ведь вожделенный Патриарший престол был так близок…
Митрополит Филарет начинает продвигать проект независимой церкви для Украины. В том же году украинский епископат по его инициативе принял «Обращение Украинской православной церкви о предоставлении ей независимости и самостоятельности в управлении», что мотивировалось сложной религиозно-политической ситуацией на Украине.
В слабой и нищей России, как и на всём постсоветском пространстве, то было время «разбрасывать камни», а потому в ответ на обращение Киева Архиерейский собор РПЦ в октябре 1990 года собственными руками и по собственной воле преобразовал Украинский экзархат в Украинскую православную церковь, предоставив ей независимость и самостоятельность в управлении и постановив, что предстоятель УПЦ избирается украинским епископатом. Щедрый жест всё же носил ограничение – благословение предстоятель УПЦ должен был получать у Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В дарованной новой УПЦ Патриаршей грамоте Филарет получал благословение как «Митрополит Киевский и всея Украины». Казалось бы, о чём ещё мечтать честолюбивому митрополиту, но митрополит – всё же не патриарх…
А потому к 1991 году митрополит Филарет в тесном тандеме с первым президентом Украины Леонидом Кравчуком решают добиваться создания независимой поместной украинской православной церкви, которая бы находилась вне юрисдикции Москвы. Архиерейский собор УПЦ в Киеве в ноябре 1991 года единогласно (!) принял решение об автокефалии Украинской православной церкви, и обратился к Патриарху Алексию II и епископату РПЦ с просьбой о даровании УПЦ канонической автокефалии. Вот незадача, но уже 5 апреля 1992 года на Архиерейском соборе РПЦ в Москве большинство архиереев украинских епархий дезавуировали свои подписи, поставленные под обращением с просьбой о даровании автокефалии, объяснив, что они действовали под принуждением, опасаясь притеснений со стороны митрополита Филарета и украинских властей. Реакция предстоятеля РПЦ Патриарха Алексия II последовала незамедлительно:
«Мы просим владыку Филарета ради блага Православия на Украине, ради нашего единства, во имя спасения Церкви на Украине уйти со своего поста и предоставить епископам Украины возможность выбрать нового предстоятеля».
И Филарет, по настоянию Патриарха, перед крестом и Евангелием, дал обещание сложить полномочия, как только соберётся Собор УПЦ, также обещал немедленно провести заседание Синода УПЦ для восстановления на своих кафедрах незаконно смещённых им епископов. Но, как вы догадываетесь, по возвращении в Киев от обещаний своих отрёкся и намерен был возглавлять Украинскую православную церковь до конца своих дней, поскольку он «дан Богом украинскому Православию». Все попытки призвать Филарета исполнить обещания были проигнорированы. Вместо этого митрополит с группой ближайших сторонников обратились к Константинопольскому Патриарху Варфоломею I с посланием, в котором заявлялось об отвержении акта 1686 года о передаче Киевской Митрополии из юрисдикции Константинопольской церкви в ведение Московского Патриархата. Филарет просил Варфоломея I принять его вместе с ближайшими помощниками под свою юрисдикцию.
В июне 1992 года Архиерейский собор Русской православной церкви постановил «извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире», за «жестокое и высокомерное отношение к подведомственному духовенству, диктат и шантаж, внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих, клятвопреступление, публичную клевету и хулу на Архиерейский Собор, учинение раскола в Церкви». 21 февраля 1997 года монах Филарет (Денисенко) был отлучён от церкви и предан анафеме.
«Я был патриархом, есть и буду»
Думаю, дорогие мои читатели, будет излишним во всех деталях восстанавливать события 2018 года, связанные с получением Украиной Томоса об автокефалии. Они все ещё у нас перед глазами и в памяти.
То, что не удалось осуществить Филарету с помощью Вселенского Патриарха Варфоломея I, получилось у пятого президента Украины Петра Порошенко. Ещё раз хочу подчеркнуть, не мне судить, каким образом и в результате каких компромиссов был получен вожделенный Томос. Интересна реакция Филарета на его обретение.
Как все мы помним, вместе с предоставлением автокефалии Церкви Украины Патриарх Варфоломей восстановил в духовном сане предстоятеля Украинской православной церкви Киевского патриархата, то есть, снял анафему.
Перед началом Объединительного собора 15 декабря 2018, УПЦ КП (параллельно с УАПЦ) провела свой Собор и приняла решение о самороспуске по требованию Константинопольского патриархата. Филарет до последнего на это не соглашался, требуя гарантий, что предстоятелем ПЦУ, которому Вселенский патриархат должен будет вручить Томос об автокефалии, будет избран митрополит Переяславский и Белоцерковский Епифаний (Думенко), ученик Филарета. По свидетельству участников Объединительного собора, только после того, как Порошенко уговорил конкурировавшего с Епифанием митрополита Михаила (Зинкевича) снять свою кандидатуру с выборов, «патриарх» Филарет подписал решение о самороспуске УПЦ КП.
После своего избрания предстоятелем ПЦУ Епифаний (Думенко) в обращении к людям, собравшимся на Софийской площади, объявил Филарета духовным наставником «Православной церкви Украины», который «будет и дальше почётным действующим пожизненно [наставником], помогающим нам совместно строить нашу единую поместную украинскую православную церковь». В иерархии ПЦУ Филарет получил титул почётного патриарха, является постоянным членом Синода и управляющим Киевской епархией в составе приходов и монастырей Киева, которые пребывали в его подчинении как патриарха Киевского и всея Руси-Украины.
Но для неугомонного Филарета титул Почётного Патриарха ПЦУ – не всамделишный, типа титула свадебного генерала, потому клирик снова, в который уже раз, не удовлетворён.
Да и как тут будешь ощущать себя полноценным Патриархом, если митрополит Епифаний сам, совместно с Синодом, управляет церковью, не спрашивая совета? Президент Порошенко, хоть и дал звание Героя Украины, но после этого ходит молиться не во Владимирский собор к Филарету, как подобает главе державы, а в Михайловский, где правит службу митрополит Епифаний. На заседаниях Синода не слишком прислушиваются к мнению Патриарха. Все обманули и не сдержали обещаний…
«А он, мятежный, жаждет… власти»
В своих последних заявлениях, сделанных в мае 2019 года, девяностолетний клирик снова – на тропе войны, снова – на пути раскола, снова – изобличает, снова – взыскует.
В развёрнутом интервью ТСН Филарет с зашкаливающей откровенностью рассказал, что не считает Киевский патриархат распущенным: «Ликвидировать Киевский патриархат может только тот, кто его создал». Филарет также посетовал, что объединение православия в Украине пошло по пути неправды, и что Объединительный собор православных церквей в Украине был, по его выражению, «не нашим, а Константинопольским».
Разрушая своими претензиями добытый правдами и неправдами им же самим и Порошенко статус об автокефалии для Украины, Филарет замахнулся на святое – и Томос, по его мнению, «не такой»!
Патриарх не скрывает, что пытался только ребрендировать УПЦ КП: сменить название, но, чтобы оставалась узнаваемой сущность, поставить в качестве предстоятеля новое лицо, с чистой биографией, которое не будет обладать никакой реальной властью.
Филарет раскрывает секретные договоренности с президентом Порошенко и митрополитом Епифанием, которые были заключены перед Объединительным собором. Он вытребовал себе обещания угрозой сорвать заседание Собора и оставить украинскую церковь без Томоса. Обещаны же ему были сохранение статуса и власти патриарха. Он не стал выдвигать свою кандидатуру в предстоятели ПЦУ только потому, что таковым было требование Вселенского патриархата.
Однако обещания, якобы данные патриарху президентом и преемником, остались не выполнены. Исходя из всего сказанного, особая нескладушка получилась со статусом ПЦУ. Когда Филарет подписывал ликвидацию УПЦ КП, он, по его собственному признанию, делал это с фигой в кармане, не предполагая договор этот выполнять. Клирик утверждает, что лишь патриархат – признак безоговорочной автокефалии, а в том статусе, в каковом киевская церковь существует сейчас – митрополии – она является просто частью Константинопольской церкви. То есть, обманули и греки, которые обещали автокефалию, добились упразднения Киевского патриархата, отодвинули от дел патриарха Киевского, а «настоящей автокефалии» так и не дали.
Вы, мои дорогие читатели, может быть, будете смеяться, но Филарет снова задумал и попытался осуществить любимый им раскол, раскол только что созданной ПЦУ. Церковь эта ещё не признана каноническими Церквями. Не добившись единомыслия от собственного ставленника, патриарх надеялся найти поддержку у епископов бывшей УПЦ КП. Под благовидным предлогом – почтить память священномученика Макария, митрополита Киевского (что было традицией в УПЦ КП) – патриарх пригласил к себе епископов, предполагая провести разъяснительную работу и присмотреться к потенциальным союзникам.
Однако планы Филарета стали известны общественности и прессе. Группа активистов объявила сбор подписей в защиту ПЦУ. Да и епископы были готовы к тому, что патриарх попытается вернуть себе полноту власти в церкви, не удовлетворившись «скромной» должностью постоянного участника Синода.
Вот таким образом, обвиняя всех вокруг, можно с истерической лёгкостью разрушить дело исторической важности, которому не только Филарет, но и много других людей посвятили жизнь. Это характерное свойство личности-ниспровергателя, личности-раскольника проявляется в каждом слове, каждой интонации Филарета. Он и Богово на себя примеряет ничтоже сумняшеся – как в том скандально известном видео, в котором объясняет смерти и тяготы военного времени жителей Донбасса возмездием за неповиновение киевской власти. Ничто – ни преклонный возраст, ни многолетнее служение Церкви, ни перманентные неудачи на стезе задуманного и неосуществлённого – не сломили мятущийся дух Раскольника. И, несмотря на то, сколько горестей и бед принёс Филарет нашему народу и сколько ещё принесёт, вызывает он безмерные жалость и презрение.


Вернуться назад