Главная > Новини / Статті > Наша вышка

Наша вышка


8-01-2019, 18:00

Когда я была маленькой, наша семья жила на улице Сегедской, неподалеку от телецентра. Мы часто гуляли с папой, и всякий раз, когда из какой-нибудь части Одессы было видно телебашню – такую высокую, мощную, я всегда говорила отцу: «Папа, смотри – наша вышка!»...

В то время было не так много высотных домов в нашем городе, это была середина 70-х. К слову, если сегодня, допустим, подняться на Колесе обозрения в парке Шевченко, то мы увидим совсем другой город – весь заполненный небоскребами – так что сразу и не сориентируешься – где что.

А в то время телебашня была современным сооружением, которое утверждало идею технического прогресса и величественно возвышалось над близлежащими районами. История одесского телевидения – как и любая история чего-нибудь «одесского», бесспорно увлекательна.

Она состоит, прежде всего, из людей, которые создавали телевидение в нашем городе. Много легендарных имен осталось на этих страницах – журналисты, операторы, режиссеры, видеоинженеры, редакторы – все те, кто был увлечен романтикой телевидения, кто создавал (созидал) для своих Зрителей.

Сегодня в эфире Одессы более тридцати (!) компаний ведут вещание на телеканалах. Говорят, что интернет со временем вытеснит телевидение полностью. Говорят, что многие уже давно не смотрят телевизор. Но телеиндустрия, несмотря на это, продолжает производить десятки, сотни телепрограмм – реклама, новости, кино, ток-шоу и другая разнообразная телепродукция, которую уже можно называть просто «контентом».

Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними – как сказано в крылатом латинском выражении (Temporamutanturetnosmutanturinillis). Но мы хотим немного оглянуться назад, вспомнить то время, когда абсолютно все, прильнув к экранам телевизоров, внимательно всматривались и вслушивались в то, что изливалось с голубых тогда еще экранов. Это мог быть выпуск «Новостей» или кинофильмы «Место встречи изменить нельзя» или «Три мушкетера», например. А может быть, мультфильм или концерт.

Вся страна с замиранием смотрела – это было так интересно, так важно, так здорово.

Телевидение в Советском Союзе было отдельным явлением. И все, кто имел к нему прямое или косвенное отношение, были людьми особого сорта. Творческие, яркие, жаждущие свободы самовыражения и свободы вообще. Всегда ищущие что-то новое, отдающиеся полностью своему делу. Настоящие энтузиасты: умеющие сделать декорации к программе практически из ничего; снимающие художественные эпизоды в самых труднодоступных местах; монтирующие до последней минуты перед выходом на эфир; переписывающие десятки дублей для того чтобы все было самым наилучшим образом; выходящие в прямой эфир с вылетающим от волнения сердцем...

Одесское телевидение на протяжении его 60-летней истории делали именно такие люди. Всегда интересно слушать телевизионные истории, которые обращают нас в милое и доброе прошлое.

Мой коллега, бессменный режиссер телекомпании АРТ Дмитрий Згурьев, вспоминает: «Романтика была в том, что не было цензуры. Я в прямом эфире говорил, что хотел, не задумываясь. У нас все было впервые, аналогов не было. Пример – только спутниковое ТВ заграничное. Мы были первооткрывателями. У нас был настоящий интерактив – звонки в прямой эфир.

Моя первая программа называлась «ГКЧП» – «где-когда-что-почем». Обзор цен по рынкам Одессы. Мама с утра ехала на «Привоз», потом звонила мне на студию и диктовала цены. И я в прямой эфир их озвучивал. Потом мою идею подхватили все, кому не лень!

В то время у нас была полная свобода творчества. Мы выдумывали – как с нашими техническими возможностями осуществить задуманное. Первое время не было титровальной машины. Раз в неделю мы ездили к одному человеку, у которого была эта машина «Амига». При этом у нас был час, чтобы напечатать рекламные объявления. Все остальное выходило в прямом эфире. Я читал с листа рекламу, режиссер набирал титры каждый раз заново, а звукорежиссёр прямо в прямой эфир подмешивал музыку с бобин..!

При этом картинка под титры шла с видеомагнитофона либо стояла на планшете перед камерой и ее давали в эфир. Иногда вместо картинки была седушка от стула. Иногда палитра художника с телецентра или подсвеченная штора на декорациях.

Сюжеты для новостей монтировались прямо в камере. Записывался стендап, а видео можно было записать поверх, прямо в камере. Все передачи монтировались просто на 2-х видеомагнитофонах. Пульт у нас появился через 3 или 4 года.

Такие были времена» – заключает Дмитрий, характеризуя одесское телевидение начала 90-х.

На сегодняшний день к юбилейной дате уже издана книга «Идем на телек» (из хроник Одесской студии телевидения). Ее авторы – Анна Бузиян и Наталья Карай, произвели грандиозную работу – собрали колоссальное количество материалов – воспоминаний, фотографий, документов, историй, повествующих о развитии Одесского регионального телецентра и Одесской областной телестудии.

Как же все начиналось?

В январе 1956 года в Одесском электротехническом институте связи в учебном экспериментальном телецентре при кафедре телевидения осуществилась первая трансляция. В этом же году началось строительство телецентра и возведение телевышки. Уже в ноябре 1958 произошло торжественное открытие Одесского телецентра и трансляция первой передачи из Большой студии. Ведущими тогда были легендарные Нелли Харченко и Михаил Водяной.

Очень хочется назвать всех тех людей, которые создавали телевидение в Одессе, развивали его и делают это самоотверженно и по сей день. Но на это не хватит никакой газеты. Эволюция телевидения продолжается, сегодня она осуществляется очень быстрыми темпами. Динамика, смена картинки, огромный поток информации. Все ли из нас могут одновременно читать три бегущие строки с новостями, объявлениями, курсами валют и одновременно слушать, что говорят с экрана и еще внимательно смотреть на него?!

А раньше зрители могли несколько часов спокойно слушать концерт или оперу по телевизору, смотреть телеспектакль или оперетту. Никакой рекламы, никаких заставок и перебивок. Кстати, на нашем телевидении всегда снимали и показывали огромное количество телеверсий спектаклей всех одесских театров, а также студийных постановок, в которых блистали всеми любимые артисты – Семен Крупник, Михаил Водяной, Евгения Дембская, Идалия Иванова и многие, многие другие – замечательные, знаменитые, яркие.

С каждым годом телевидение менялось. С переменами в стране и в городе – кардинально. Сегодня у влиятельных бизнесменов и политиков обязательно должны быть собственные СМИ. Все просто – они представляют интересы своих владельцев и существуют на их средства. Это – веяние времени. Сегодня поток идеологических, политических и рекламных телепрограмм сильно преобладает над культурологическими, историческими, исследовательскими, научными, детскими. Это естественно, поскольку наш ум и наше внутреннее пространство наполнено тревогами о завтрашнем дне, о будущем нашей страны и о настоящем нашего города. При этом в Одессе снимается немало телепередач об истории города, его культуре, традициях; об искусстве, о выдающихся личностях, сделавших Одессу – Одессой.

Возможно, мало кому известно, что конструкция телевышки до высоты 155 метров – усечённая пирамида с переломами поясов на 32 и 64 метрах. Дальше – «этажерка» высотой 25 метров. Верхняя площадка – 2.5 на 2.5 метра на отметке 180 м и труба для турникета.

Высота телебашни – 199 метров (51 метр над уровнем моря – что любопытно).

Каждый вечер, как стемнеет, телевышка зажигает свои красные огоньки... Становится сразу спокойно и даже уютно. Они мерцают в сгущающейся темноте, как звезды, подмигивающие жителям Земли и намекающие на существование иных цивилизаций.

А еще башня похожа на огромную елку, которую нарядили как раз к Новому году.

Наша вышка – в нашем городе. Пусть она символизирует что-то устремленное ввысь и очень родное – прошлое и воспоминания; ценность сегодняшнего дня и всего, что дорого; и конечно – наши искренние надежды и сокровенные мечты – как раз перед Рождеством и Новым годом...


Вернуться назад