Главная > Новини / Історія та суспільство > Пасха – Светлое Христово Воскресение

Пасха – Светлое Христово Воскресение


11-04-2015, 19:00

Среди православных Праздников Пасха занимает центральное место. Это самое важное и торжественное событие в году для каждого православного христианина. О величии этого Праздника говорит св. Епифаний Кипрский: «Праздник Пасхи торжественнее всех праздников: он составляет для всего мира торжество обновления и спасения. Сей-то праздник есть глава и верх всех праздников...».

Слово «Пасха» означает «прехождение», «избавление», то есть праздник Воскресения Христова обозначает прохождение от смерти к жизни. В этот светлый день все православные верующие произносят традиционное приветствие: «Христос воскресе!», на что принято отвечать: «Воистину воскресе!». Пасхе предшествует 40 – дневный Пост и Страстная Седмица (неделя).

История Пасхи уходит корнями в Ветхий Завет. В книге Исход описана первая Пасха и исход евреев из египетского рабства. Этот исход – прообраз перехода людей из рабства смерти в Царство Божией Свободы.

Праздник этот связан с выходом евреев из Египта, которые много лет находились в рабстве. Господь, видя невыносимые страдания людей, решил освободить Свой народ. «И вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне».

Египетский фараон не желал отпускать евреев – ведь они были бесплатной рабочей силой и приносили ему немалую прибыль. Господь наслал многочисленные казни на Египет, но фараон снова остался непреклонным. И тогда Господь через Моисея повелел каждой еврейской семье заклать ягненка, запечь и съесть с пресным хлебом и горькими травами, а его кровью помазать косяк двери своего жилища. Это был знак неприкосновенности. Ангел, призванный умертвить всех египетских первенцев — от первенца семьи фараона до первенцев скота, прошел мимо еврейских домов. Это вынудило фараона освободить евреев в ту же ночь.

В Библии пишется о том, что по прошествии субботы на третий день после Своих страданий и смерти, Господь Иисус Христос воскрес из мертвых. Он вышел из гроба, не отвалив камня, закрывавшего погребальную пещеру.

Воины, охранявшие гроб не заметили этого. В это время произошло большое землетрясение. С небес сошел Ангел Господень, он отвалил камень от двери гроба Господня и сел на него. Увидев Божьего посланника, воины, охраняющие погребальную пещеру, в страхе разбежались. Согласно Священному Писанию, после своего Воскресения, Господь первым явился Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Он также неоднократно являлся своим ученикам в течение 40 дней, ел пред ними пищу, давал осязать себя. Он показывал своим апостолам, что Он истинный Христос Господь, воскресший из мертвых, а не какой-нибудь призрак.

На I Вселенском Соборе 325 года было решено праздновать Пасху в первое воскресенье после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апреля, чтобы христианская Пасха всегда праздновалась после иудейской. Поначалу христиане праздновали Пасху вместе с иудеями, а начиная с V века стали праздновать ее отдельно.

С апостольского времени церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Незадолго до полуночи в Великую Субботу служится Полунощница. Крестный ход, который совершается в пасхальную ночь – это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Он сопровождается звоном колоколов и пасхальными песнопениями: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

Первая неделя после Пасхи называется Светлая Седмица. Каждый день недели тоже называется светлым; Светлый Понедельник, Светлый Вторник и т. д. Ежедневно совершаются Богослужения.

Согласно православной традиции, в канун Праздника готовится пасха, куличи. Готовят их за несколько дней до Праздника, а в Пасхальную ночь освящают вместе с крашеными яйцами. Традиция дарить крашеные яйца появилась в то время, когда святая равноапостольная Мария Магдалина по Вознесении Господнем, отправилась в Рим для проповеди Евангелия. Она преподнесла императору Тиверию яйцо, окрашенное в красный цвет, и произнесла: «Христос воскресе!». По ее примеру, православные христиане дарят друг другу освященные яйца, исповедуя животворящую смерть и Воскресение Господа.

Употребление освященных пасок и куличей в Светлую Седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день Седмицы пасхальной народ Богоизбранный вкушал семейно (Исх. 12, 3-4).


Вернуться назад