Інформація до новини
27-04-2015, 10:33

Одесса — один из наиболее масонских городов Украины? (фото)

Категорія: Новини / Авторська колонка / Історія та суспільство


У нас з'явився канал в Telegram, в якому ми будемо ділитися з Вами новинами

Могу вас заверить, что после нашего своеобразного путешествия по масонской символике города вы согласитесь с утверждением, высказанном на известном сайте «Великая ложа Украины». О чем оно? Да о том, что Одесса наряду с Киевом, Харьковом и Львовом является «наиболее масонским городом Украины».

В самом деле, как пишет одесский историк, писатель и краевед Виктор Савченко, в нашем городе расцвет масонского движения начался практически сразу после основания города. Уже в ноябре 1817 г. открывается ложа «Понт Евксинский». Кстати, возглавлял одесскую ложу губернатор граф Александр-Андро Ланжерон. Вскоре она становится одной из самых многочисленных лож в Российской империи. Позже были созданы и другие.

Как пишет историк, «существуют отрывочные сведения, что в Одессе с 1810 г. существовала законспирированная тайная масонская ложа — филиал петербургской морской ложи «Нептун». Члены этой ложи собирались в доме № 3 Екатерининской площади. Когда в середине ХХ в. этот дом сносили, в заложенном наглухо подвале были обнаружены элементы масонского храма и настенная роспись мистическо-символического содержания.

Известен и еще один «точный масонский адрес» в центре города — так называемый «чудный» треугольный дом Рено, который сохранился и по сей день. Это здание находится на пересечении улиц Преображенской и Елисаветинской (Щепкина). Сейчас он в лесах — ремонтируется фасад. В свое время на нем можно было разглядеть масонские символы. Кроме того, дом был знаменит тем, что его вход охраняли два каменных рыцаря. Рассказывают, что позже эти рыцари долго валялись во дворе этого же дома, повергая его жителей в мистический ужас. 

Масонам далеко не всегда «фартило». Уже с 1822 г., как рассказывает Виктор Савченко, началось официальное ограничение масонской деятельности, государственная служба и масонство были объявлены несовместимыми. Полиция Одессы, стремясь раскрыть «масонский заговор», не раз устраивала обыски и облавы во время масонских собраний. Но масоны славились неуловимостью: дома, где основывались ложи, были связаны с системой катакомб (как же без них!), и масонам всегда удавалось вовремя скрыться от полиции. Однажды полицейские пришли с обыском в дом Волконского на улице Канатной, но хозяина так и не нашли. Позже выяснилось, что под домом был подземный ход, по которому тот и сбежал. Аналогичные подземные ходы были под художественным музеем, Воронцовским дворцом и гостиницей «Лондонская».

С «масонскими домами» не все так просто. Имеется, к примеру, вот такое свидетельство Виктора Корченова. Местом, где собирались масоны, была дача Гогеля возле Дюковского сада. Дача эта, очень затейливой архитектуры, была построена масоном архитектором Гартвигом для себя. Здесь он и был похоронен. По поверью, домом может владеть только масон, иные же владельцы должны скоро умереть. На усиление этого поверья повлиял случай странной смерти владельцев дачи — Гогеля и его сестры — в один и тот же день, через год один после другого.

 Еще масоны собирались в доме графини Эдлинг на углу Екатерининской улицы и Театрального переулка, ныне — дом Маленберга, где кондитерская Робина.

Символы, символы…

Теперь — о масонской символике, которой в Одессе, как оказалось, сохранилось очень много. Нужно только вглядеться. Как следует из обстоятельной статьи Андрея Зрелова в астрологическом журнале «Окулус», масонских символов очень много.

Это, прежде всего, циркуль и угольник, иногда с буквой G в центре, начальной от слова «God» — Бог или геометрия, считается, что циркуль символизирует небесное, а угольник — земное, и это символы планировки мира. Лучезарная дельта — всевидящее око в треугольнике, обрамленном лучами света, символизирует постоянное и всеобщее присутствие Великого архитектора Вселенной. Пламенеющая пентаграмма (прямая или перевернутая пятилучевая звезда), очень древний символ, используемый еще египтянами. Олицетворение совершенства. Как Вифлеемская звезда, она указывает путь к истине. Также пентаграмма символизирует пять чувств — зрение, слух, вкус, осязание, обоняние. Пирамида над усеченной вершиной которой размещена Лучезарная дельта, символизирует иерархию, мировой порядок. Две колонны, поддерживающие пустоту или несущие на своих вершинах сферы — земную и небесную, символизируют рубеж, отделяющий сакральное пространство от мирского. Ступени, ведущие вверх —  символ духовного восхождения. Мозаичный пол из чередующихся черных и белых плиток — бесконечное сочетание и уравновешенность света и тьмы, добра и зла, радости и горя. Необработанный и обработанный камни. Камень символизирует человека. Необработанный — человека несведущего; обработанный — человека просветленного. Строительные инструменты: мастерок, отвес, молот, мастерок. Символы очень интересные: так масоны с помощью аллегорических инструментов обрабатывают людей, отсекая все ненужное. Серп — редко используемый и неоднозначно трактуемый символ. С помощью серпа можно пожинать плоды деятельности. Но вместе с тем это и серп Сатурна, облик которого со временем трансформировался в устрашающий и назидательный образ смерти с косой. Факел — символ просвещения. Фартук и перчатки каменщика символизируют незапятнанность. Галстук своего рода ошейник и поводок. При обряде приема в масонскую ложу кандидата вводили в зал с веревкой на шее.

Как пишет Андрей Зрелов, из менее распространенных символов можно назвать: Солнце, Луну, обелиски, ветвь акации (это уж совсем по-одесски, не правда ли?), треугольник в сочетании с трилистником и т.д.

«Масонский дом» — место «нехорошее». А «Пассаж»?

А теперь — в путь по исторической части города. Начнем, конечно, со знаменитого «масонского дома», который на сегодняшний день еле дышит, постоянно обрушается и знаменит множеством невиданных историй и еще более невероятных слухов. Он расположен на Княжеской 1, и создавался как дом Русского технического общества (архитектор Александр Бернардацци, тоже, кстати, масон). Здесь изобретатель радио А. С. Попов демонстрировал опыт по беспроводной передаче сигналов. И здесь же, в школе при техническом обществе, обучался будущий ракетостроитель и академик С. П. Королев.

История «масонского дома» долгая, равно как и дурная слава о нем. Впрочем, обратимся непосредственно к нашей теме. Присмотритесь: расположенные на фронтоне «Дома технического общества» символы (их еще можно разглядеть) содержат исключительно масонские символы — молоточки (больше похожие на топорики), циркуль и угольник, а также отвес. Такие же циркуль и угольник изображены в медальонах на угловых башенках здания.

Скульптурное обрамление главного входа «Пассажа» мы все видели сотни раз, не правда ли? Многие из нас наизусть могут перечислить, что именно представляет это обрамление. А вот посмотришь свежим взглядом — диву даешься. До боли известные нам рабочий с молотом и колхозница с серпом, оказывается, появились задолго до известного монумента Мухиной — еще в 1899 году, когда возводилось едва ли не самое знаменитое здание нашего города.

Вот они — над входом в «Пассаж», любуйтесь: слева от входа расположена женская фигура с серпом, справа — мужская с молотом. Откуда же взялась эта «коммунистическая символика»? Как поясняет Андрей Зрелов, «основатели СССР переняли у масонов и красную пятиугольную звезду (пламенеющую пентаграмму), и серп, и молот. Опять же, уже не секрет, что многие деятели, стоящие у основания советского государства входили в масонские сообщества. Лев Троцкий, так уж точно. Масонские символы нес в себе и герб СССР». Каково?!

Кстати, торс «рабочего» на «Пассаже» опоясывает широкий ремень. Знатоки масонских символов считают, что это своеобразная трактовка галстука (ошейника). Венчает композицию фигурка амура с факелом.

А теперь прогуляемся внутри «Пассажа». Смотрите прямо перед собой, а потом поднимите голову. Между окнами на фризе второго этажа вы увидите циркуль с угольником, перевитые лавровой ветвью.  Причем, что интересно, они как бы «упрятаны» среди других вещиц, украшающих фриз.

Звезда Пушкина и «храм масонства»

Куда бы нам податься дальше? Ах, да, к памятнику Александру Сергеевичу — тому, что на Приморском бульваре стоит «спиной» к мэрии. Что за звезда на знаменитом бюсте? Когда-то она была выполнена из хрусталя, даже предполагалось освещать ее электричеством, но проект не был воплощен в жизнь. В советские времена я услышала, что памятник «украсили»звездой, когда в город пришла советская власть, так с тех пор она (звезда) и осталась. Ерунда, конечно. Мнений по поводу этой звезды на бюсте поэта — море. Вот одна из них: она символизирует связь поэта с альманахом «Полярная Звезда».

А вот исследователи масонства уверены, что это не что иное, как пламенеющая пентаграмма. Имеется, правда, одна странность: звезда почему-то с обрубленными концами. Мнение Андрея Зрелова по этому поводу: «Общеизвестно, что великий русский поэт некоторое время входил в масонскую ложу. Впрочем, по свидетельству историков, Пушкин вошел в масонство, но, несмотря на общение с многочисленными друзьями, состоящими в масонских организациях, осудил масонов и от них удалился. Может быть, именно поэтому лучи звезды обрублены».

Настоящим «храмом масонства» называет Андрей Зрелов здание Новой купеческой биржи, ныне — нашей Одесской филармонии. Спроектировано, оно, кстати, как и «масонский дом», Александром Бернардацци.

В отделке его фасада и интерьеров масонские символы встречаются буквально на каждом шагу. Мастерки и пентаграммы в виде мозаичных вставок украшают собой фриз здания. Величественный вестибюль, согласно масонскому символизму, можно считать своеобразным порталом между двумя мирами. По обе стороны от сужающейся кверху лестницы установлены две ростральные колонны, увенчанные сферами. Повсеместно повторяется орнамент — трилистник на треугольнике. Внутренняя часть купола представляет собой небесный свод, обрамленный кольцом с мозаичными изображениями знаков Зодиака.

« Мраморный бюст Александра Осиповича Бернардацци, установленный благодарными потомками в нише лоджии, также увенчан масонскими символами, это и обрамляющие его колонны, поддерживающие пустоту, и венчающий композицию щит с изображением циркуля и угольника», — пишет Андрей Зрелов.

По мнению Андрея Зрелова, и Потемкинская лестница также служит… своеобразным памятником масонству: «Из-за своих грандиозных размеров она заметна издалека. Пассажиры подходящих с моря судов видят ее в виде огромной, расширяющейся книзу трапеции. В плане эта форма чрезвычайно схожа с масонской пирамидой: такие же пропорции и такая же усеченная вершина. Установив же на ее вершине памятник Ришелье, масоны оказали этим своему брату особую честь, поместив его в место расположения лучезарной дельты».

Очередной символ масонства можно четко разглядеть на фасаде здания бывшей мещанской управы (Старопортофранковская 34). Это циркуль и угольник в сочетании с линейкой и лавровой ветвью. И стоит только удивляться, как время и многочисленные работы по отделке и покраске фасада пощадили этот барельеф.

Конечно же, наш список далеко не полон. Думается, масонская символика попадается нам на глаза практически каждый день, мы ее просто не замечаем. К примеру, когда этот материал уже был написан, встретилось мне довольно интересное украшение фронтона одного из старых домов на улице Конной в виде орла с лавровой ветвью и иными символами.

Так что много еще «молоточков-ветвей-серпов» и прочих масонских знаков хранят старые одесские дома. И вот мы порой стоим, разглядываем и задумываемся: «Что бы это значило?». А это оставили свой след в истории города таинственный вольные каменщики. Иначе и быть не может: ведь даже в основу планировки Одессы лег план знаменитого масона де Волана, не говоря уже о других отцах города.  




Якщо ви виявили помилку на цій сторінці, виділіть її і натисніть Ctrl+Enter.

Шановний відвідувач, Ви зайшли на сайт як незареєстрований користувач.
Ми рекомендуємо Вам зареєструватися або увійти на сайт під своїм ім'ям.