Інформація до новини
26-12-2016, 15:30

Эксперт: Стоило ли спасать "Приват"?

Категорія: Новини / Інтерв'ю

У нас з'явився канал в Telegram, в якому ми будемо ділитися з Вами новинами

Экономические итоги года подвел известный эксперт, исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.
- Национализация "Привата" стала тем событием, о котором все говорили, но произошло оно неожиданно. Какие вы видите основные последствия национализации для страны?
- Самое главное – это увеличение объема долга, которое ложится явно на плечи всех украинских налогоплательщиков. А долги в Украине - это серьезнейшая проблема. Объем нашего государственного долга - внутреннего и внешнего - составляет около 90% ВВП. Только на обслуживание долгов (выплату процентов) – мы должны отдавать 5% нашего ВВП, то есть фактически 1/20 часть всего, что было произведено в стране в течение года. А теперь мы вешаем на себя дополнительно 5,5 млрд долларов. Со вчерашней ночи мы переступили порог в 90% ВВП и находимся по объему долга на уровне 92% ВВП. А, значит, надо быть готовыми к тому, что нам придется отдавать еще больше денег. Фактически каждый работающий украинец взял на себя обязательство отдать около 350 долларов за то, что спасается "ПриватБанк".
- Это решение, как всегда, приняли без нас. Была ли альтернатива?
- Любая страна мира, как правило, всеми силами пытается спасти свой системный банк. Причина проста: большой банк не живет сам по себе, он связан с другими экономическими субъектами. И, давая ему утонуть, государство рискует обрушить всю банковскую систему страны, а вместе с ней и всю экономику. Поэтому, конечно, в случае с таким банком как "Приват", встал вопрос спасения.
- А как обычно спасают банки?
- В цивилизованных странах пытаются давить на акционеров банка, насколько это возможно: заставляют пересесть на более дешевый автомобиль, отказаться от самолетов и яхт, да и вообще снять последнюю рубаху. И только после этого недостающая сумма вливается со стороны государства. Конечно, случай с "Приватом" - непростой. Ведь это не просто банк, а целая империя, владеющая медиаресурсом. Поэтому было принято решение перебросить банк на плечи украинских налогоплательщиков. После национализации "Приват" стал государственным банком, но потом его надо будет продать, дабы хотя бы частично вернуть деньги, авансированные сейчас. Но процесс это небыстрый, и займет от 1 до 3 лет. Чем лучше будет качество бизнес-климата в стране, тем дороже можно будет его продать. Сейчас найти покупателя, даже если банк почистить и сделать относительно неплохим, будет крайне сложно. Просто потому что сейчас к нам не заходят инвесторы.
- Создается впечатление, что в Украине не работает закон сохранения материи. Нам постоянно говорят о каких-то "потерях", но ведь если кто-то теряет, то кто-то находит! Где они, эти счастливчики? Можно ли найти виноватых, чтобы кто-то уже понес ответственность за пропавшие деньги бизнеса и населения?
- С точки зрения социальной справедливости, конечно, не мешало бы найти, кто виноват во всем этом. Ведь проблемы не появились в "ПриватБанке" вчера или позавчера. Да и чего, собственно, было ожидать, когда на протяжении 2014-2015 экономика упала на 17,5%, а национальная валюта потеряла 2/3 своей стоимости? НБУ должен был принять это во внимание и начать действовать давным-давно: он – регулятор, и он за это отвечает. Определенные просчеты и ошибки допустили акционеры.
- Как вы думаете, есть ли хоть какая-то надежда, что деньги, потраченные на "Приват", вернутся в бюджет?
- Я бы не стал на это рассчитывать. Украина - высококоррумпированная страна, 130 место из 167 стран по рейтингу Transparency International. Наши соседи – несколько африканских стран и стран латинской Америки. Завершает список Сомали, где и власти особо нет. В общем. В таких обстоятельствах трудно верить, что деньги удастся вернуть украинским налогоплательщикам.

- 87 банков ликвидировано - недостаточно еще почистили?
- Не в последнюю очередь в ситуации, сложившейся в банковском секторе, виноваты украинские акционеры коммерческих банков. Посмотрите на их поведение – разве они хотели поддерживать свои банки? Нет! Они с радостью сбрасывали эти банки на плечи Фонда гарантирования вкладов, а, значит, на плечи украинских налогоплательщиков, которые отдавали свои деньги за то, чтобы вернуть депозиты попавшим в беду вкладчикам.
- Каким будет курс доллара к концу следующего года?
- До последней вводной – национализации "Привата" - я ориентировался на курс на уровне 30 грн. за доллар. Но "ПриватБанк" внес дополнительное неизвестное в это "курсовое уравнение" на следующий год. Главный вопрос – будут ли ОВГЗ, которые дают "Привату", выброшены на рынок? Если не включится станок, не будут печатать деньги, если "живые деньги" не попадут в экономику, тогда с инфляцией и курсом будет все относительно спокойно. Но если вдруг часть ОВГЗ попадет на реальный рынок и изменятся монетарные компоненты, надо быть готовыми и к более высокому уровню инфляции и курса. Надеюсь, это прекрасно понимают в Минфине и НБУ, и не допустят негативного развития ситуации.
- То есть выброс этих облигаций на рынок может стать одной из самых больших ошибок. А какие-то ошибки при национализации уже допущены?
- Основная ошибка заключается в том, что не пытались давить на акционеров банка, пытаясь выкачать с них их денежных ресурс, чтобы потом государству не пришлось выкладывать все 5,5 млрд. долларов на восстановление качества банка. Теперь крайними оказались налогоплательщики, как всегда и происходит в странах с низким уровнем развития демократии и низким уровнем развития гражданского общества. Это плохо, особенно когда речь идет о бедной стране, которая заканчивает год с ВВП на душу населения около 2 тыс. долларов.


Джерело: КП в Украине




Якщо ви виявили помилку на цій сторінці, виділіть її і натисніть Ctrl+Enter.

Шановний відвідувач, Ви зайшли на сайт як незареєстрований користувач.
Ми рекомендуємо Вам зареєструватися або увійти на сайт під своїм ім'ям.