Інформація до новини
7-07-2016, 18:00

Одесские орлята

Категорія: Новини / Авторська колонка / Історія та суспільство


У нас з'явився канал в Telegram, в якому ми будемо ділитися з Вами новинами

Одесские орлята

Проходя  по  Александровскому  проспекту  мимо  здания, в  котором   находилась   средняя школа № 119 (сегодня  это  Гимназия № 1 им. А. П. Быстриной), всякий раз моё внимание   привлекает,  вызывая живой  интерес,  мемориальная  доска установленная  на фасаде этого  здания.  Золотыми  буквами  на  доске сделана  надпись  «В  этом  здании в  1940-1941 гг. размещалась  Одесская спецшкола  ВВС № 14, все  выпускники  которой   были  участниками  Великой  Отечественно  войны.  Вечная  Слава преподавателям,  выпускникам  спецшколы,  погибшим  в  боях за  Родину».

Поиски информации  о необычном  учебном  заведении, находившемся  в  Одессе в довоенное    и послевоенное  время привели   меня в дом к  ветерану  Вооруженных Сил и Великой  Отечественной  Войны,  полковнику  в отставке  Александру Абрамовичу Юкелюку.

На пороге  меня  встретил невысокий  по-военному  подтянутый мужчина  в  возрасте с  моложавым  приветливым  лицом, пригласил  войти. Удобно  расположившись,  я с  большим  интересом  и вниманием   стал  слушать   рассказ  лётчика  ветерана.

В  начале ХХ века   человечество стало  покорять небесное  пространство  Вселенной,   совершая первые  полёты   на аэропланах, так  тогда  называли   самолёты. Это  было  время  интенсивного   развития авиации, которая  очень  скоро  стала применяться   в  военном  деле,  и  период  Первой  мировой  войны, а  именно  к концу постепенно  сформировалась в  отдельный род  войск,  которые  принимали участие  в этой  войне.

Одесса  по  праву  может  считаться колыбелью  отечественной авиации и  самолётостроения.

На  Одесском ипподроме впервые проводили  свои  показательные  полёты  наши  земляки – одесситы, прославленные  на  весь  мир первые покорители неба,  авиаторы Михаил  Ефимов  и  Сергей  Уточкин. В  Одессе  появляется    первый  авиационный  завод   «Анатра» производивший сборку   аэропланов для  действующей армии в  годы Первой  мировой  Войны. Правопреемником  которого сейчас  является авиапредприятие «Одессавиаремсервис»,  недавно  наладившее  производство легкомоторных  самолётов  многоцелевого  назначения.

В тридцатые  годы в Советском  Союзе  стремительными темпами проводилась  индустриализация  страны, на основе которой развивалась оборонная  промышленность.

Росло  военное  могущество  СССР. Авиачасти  из отдельного  рода  войск вспомогательного назначения  сформировались  в самостоятельный  вид Вооружённых сил  многоцелевого назначения – «Военно-Воздушные  Силы  РККА».  Для  службы  в  авиации  требовались Высокообразованные командные  кадры – лётчики, штурманы,  инженерно-технический  состав, авиаспециалисты  наземных  служб. Для  подготовки  юношей к  поступлению в  военно-учебные  заведения  готовили лётный и инженерно-технический  состав авиации и в последующей  службе в  Военно-Воздушных Силах  Красной Армии,   Постановлением  Правительства СССР в  1940 году в семи  городах страны  были  созданы  специальные  авиационные  школы. Желающих  попасть в эти  школы  было  очень  много.  Молодежь  влекла  романтика  неба, стремление  покорять небесные  просторы  вселенной,  чувство  долга  по  защите  Отечества. В  то  время  профессия  военного  лётчика была  очень  престижной.  Многие мальчишки  мечтали  стать  лётчиками,  служить в  Военно-Воздушных Силах. В  авиационные  спецшколы принимали  юношей  с  образованием не  ниже  7-8 классов,  с хорошей  или  отличной успеваемостью, без  вступительных  экзаменов и с положительной  характеристикой, пригодных по  состоянию  здоровья к обучению  в   военно-авиационных  училищах.  После  окончания  полного  курса  обучения выпускники  этих  спецшкол   без  вступительных  экзаменов  направлялись  для получения  высшего образования  в  лётные и  авиационные училища, готовящие  авиаспециалистов наземных служб. Особенностью  авиационных  спецшкол  ВВС было то, что  они  организационно  входили   в состав  Народного Комиссариата просвещения (Наркомпроса). Командование  и преподавательский  состав были  укомплектованы  гражданскими  преподавателями и  кадровыми командирами  Красной  Армии.  Одна  из  таких  школ  была  сформирована в  Одессе на  базе  средней  школы № 119, в 1940 году и  была названа – Одесская  специальная Военно-Воздушная № 14.

В  такую  школу и  поступил Александр  Абрамович  Юкелюк,  человек,  одержимый мечтой о  небе,  с настойчивым  желанием  стать  непременно  военным  лётчиком, успешно  закончивший  8-ой класс  средней  школы № 25.  Впереди  была   Великая  Отечественная  война, эвакуация спецшколы  далеко на  восток в  Таджикистан,  учёба  в авиатехническом  училище, летная  подготовка в  Армавирском  военном училище лётчиков и  служба лётчиком-истребителем  в  строевых  частях ВВС на  Дальнем  Востоке,  учёба  в  Военной  Академии и дальнейшая  служба в  авиации.  А  пока  ученик Одесской авиационной  спецшколы  № 14  Саша  Юкелюк в  январе 1941 года приступил  к  занятиям в  недавно  остроенном  здании спецшколы  по  проспекту лейтенанта  Шмидта,  11  (позже  это  Александровский  проспект). Занятия начались  не  с 1 сентября 1940 года, а с  января 1941-го  в  связи  с тем, что  желающих было  более  1000  человек  и  военно- врачебная  комиссия 411-го  госпиталя не справлялась  с  отбором будущих кандидатов в  летное училище. Медицинская  и  мандатная  комиссии  закончили   свою  работу  только  к 15 декабря 1940 года. Спецшкола  была    полностью  укомплектована  учащимися  и  занятия  начались только  12 января 1941 года. Каждому  спецшкольнику  был  выдан  ученический  билет, в  котором  были  определены обязанности  и правила   поведения учащихся Одесской авиационной  спецшколы  № 14.  Требования  к  учащимся  спецшкол  были  значительно  выше,  чем  в обычных  школах, к  этому  обязывал  приказ  Наркомата  обороны СССР № 120 от  16 мая 1940 г. который  требовал,  что спецшколы  должны обучать и  воспитывать  учащихся на  основе строжайшего  выполнения  Устава  и  выполнения распоряжения  Наркомпроса, обеспечить  всестороннюю подготовку  учащихся  как   специалистов, так  и  культурное  воспитание  будущих  офицеров. Спецшкола ВВС № 14 была  укомплектована  лучшими преподавателями школ  города, а  также  военными  специалистами, участвовавшими в  военных  событиях  в  Финляндии и на Халхин-Голе.  Структура   спецшколы представляла  собой  батальон,  состоящий  из трёх рот по 130 учащихся.  Первая  рота – выпускники 10-х  классов,   вторая  рота  – выпускники  9-х классов , третья  рота – выпускники 8-х  классов.  Рота  состояла  из трех  взводов (классов). Каждый  взвод состоял  из  трех  отделений. Занятия и  общественно-политико-воспитательную  работу осуществлял командно-преподавательский  состав из числа кадровых командиров  ВВС РККА  и гражданских преподавателей.

Начальником   Одесской  авиаспецшколы  ВВС № 14  был  назначен Федченков З. Т., командиром  батальона учащихся был  старший  лейтенант  Трубицин А. А., комиссаром   школы – батальонный командир  Зеленов  А. Б.  Командирами  рот, взводов являлись   преподаватели     специальных  военных дисциплин.  Общеобразовательные  предметы  вели  гражданские преподаватели.  Учебный  процесс  был  организован  по  общеобразовательной  программе средних  школ, а  дополнительно была  введена  спецподготовка. Она  включала  в себя изучение основных  положений  Устава Красной  Армии и его  практическое  применение,  физическую  подготовку и  строевую  подготовку,  изучение  матчасти  самолётов, их  вооружение,   военную  топографию полетов, тактику и  стратегию   ВВС. Распорядок  дня   спецшколы соответствовал распорядку  военно-учебных  заведений  Красной  Армии  и  определялся  общевойсковым  уставом  Вооруженных  Сил СССР.

Каждый учебный  день начинался   в 8.00   с  построения учащихся,  проверки  их  внешнего  вида, объявлений   приказов и распоряжений.   В  8.30   начинались  занятия, которые  заканчивались в 14.00. Если  какая-либо  тема плохо  усваивалась учащимися,  то проводились  дополнительные  занятия преподавателями  данного  предмета.

По  вечерам  в школе  проводилась  спортивно-массовая  работа.   В  марте 1941 года учащимся спецшколы  выдали  военную  форму. Спецшкольники  или «спецы», так они  себя  называли, носили особую  военную  форму одежды:  синюю  шерстяную  пилотку с  голубым  кантом  и красной  эмалевой  звездочкой, суконный   темно-синий  китель со  стоячим  воротником с голубыми  петлицами и  авиационная  эмблема:  пропеллер на фоне  крылышек,  черные  ботинки и темно-синие  брюки на выпуск с  голубым  кантом.  Приказом по   спецшколе в  каждом взводе  назначались из  числа  учащихся  помощники командира  взвода и командира  отряда, которые имели  знаки  отличий на  петлицах. Погон  в то  время  ещё  не   было.

Повседневную  летнюю  форму одежды  составляли: защитного  цвета  гимнастёрка  х/б  с отложным  воротником,  с  голубыми петлицами, с эмблемой ВВС,  брюки  на выпуск с  голубым  кантом    и пилотка.

1 мая  1941 года  личный  состав   Одесской ависпецшколы   участвовал  в первомайском военном  параде на  Куликовом поле в Одессе  По завершении  учебного  года 20 июня, первая  рота (выпускная) была  направлена на  учёбу в авиатехническое  училище военное училище в г. Семферополь. Когда  началась Великая  Отечественная  война, вторая и  третья  роты, т. е.  учащиеся  8-9 классов, оставались  в Одессе, ежедневно  собираясь в школе. Приказом  по  спецшколе  был  составлен  график круглосуточного  дежурства взводов в школе. Спецшкольники в  этот  период  проводили  светомаскировку классных  комнат, готовили ящики  с песком и бочки  с водой на  случай пожара, копали  траншеи в  сквере  у  школы, для  защиты  населения от  бомб. Отдельные  наряды  спецшкольников   дежурили на крыше здания школы на  случай попадания зажигательных бомб. В  вечернее  и  ночное  время  суток выделялось  несколько  нарядов, которые проводили  патрулирование города, следя  за количеством  светомаскировки жилых  домов. В  связи  с угрозой  продвижения  немецких  войск в южном  направлении в  мае 1941  года, было принято решение  об  эвакуации   всех  трех  Одесских  спецшкол:  Авиационной, Военно-морской  и Артиллерийской.  Все три  спецшколы 27 июня 1941 года  покидали  город  в одном   сводном эшелоне под  командованием  начальника  Одесской  Арспецшколы  № 16  подполковника  Романова.  1  августа   1941 года  со  станции  «Одесса-Товарная» отправился один  из  последних  эшелонов из  Одессы, с учащимися всех трёх  военных  спецшкол,  увозивший их  на  восток, в глубь  страны.

Неоднократно  в пути  следования  эшелон  подвергался  налётам немецкой  авиации.

Благодаря опыту,  умению правильно  оценить  обстановку, быть  требовательным  и ответственным  начальнику   сводного   эшелона  подполковнику  Романову вывезти  и  сохранить более  тысячи одесских  юношей, которые позже  превратились  в кадровых  офицеров  Армии   и      Флота.  Во  время  войны  это  было  очень  важно.  С  большими  трудностями   военного времени   только  к  декабрю 1941 года  авиаторы  прибыли к  месту  своего назначения,  к  постоянному месту дислокации в город Генджикент,  Тамбовской ССР.  Прибыв  на место абсолютно  не   приспособленное, для  учебного  процесса  и проживания,  командование и преподавательский состав  приложили  максимум  усилий, чтобы  наладить учёбу и быт учащихся.Уже  в январе 1942 года начались  плановые  занятия. Несмотря  на  скудное  питание  и  тяжёлые  бытовые  условия – учебный  процесс шел  полным  ходом. На  новом  месте  дислокации авиаспецшколы  12 июля 1942 года состоялся  первый  выпуск  учащихся второй роты. Все  выпускники были  направлены  в  Серпуховское авитехническое  военное    училище,  которое  с началом войны  было  эвакуировано  в г. Кызыл-Орду  Казахской ССР, но не всем  спецшкольникам его  удалось  закончить. Во  время  Сталинградской  битвы, часть  курсантов училища в июле 1942 года была  отправлена на  Сталинградский  фронт. Многие  из них  сражались  храбро и  бесстрашно  и   погибли в  боях  за Родину. Многие  выпускники  спецшколы  воевали  на  фронтах  ВОВ,  в   основном в авиационных  частях летчиками, штурманами, воздушными стрелками, авиатехниками и  механиками,  только каждый   из  выпускников  направлялся  в авиационные училища  и  школы. Всего  за  время  военных  лет  спецшкола  подготовила  492  выпускника.

Все  выпускники были  награждены правительственными  наградами. В  1944 году стал знаменательным     событие  в жизни  Одессой авиаспецшколы  ВВС № 14 – 10 апреля  от  фашистских  захватчиков  была  освобождена  Одесса.  Это  радостное  событие стало настоящим  праздником для  всего  личного  состав   спецшколы  учащихся,  офицерско-препадавательского  состава.  Летом 1944 года Одесская  авиаспецшкола  прибыла   домой  в родной  город Одессу!

За  короткое  время лета  1944  года был  произведен   первый набор  в  освобождённой  Одессе.

В  школу  стремились  ребята, прошедшие  оккупацию, многие из  которых   практически  не  учились во  время  оккупации Одессы. Среди  них  был  и простой  одесский  мальчик,  мечтающий  стать лётчиком,  будущий космонавт  Георгий Тимофеевич Добровольский. Спецшкола  предоставляла   бесплатную  форму, сносное  питание,  что   было редкостью  в условиях разрушенной и  голодной  Одессы  сразу после недавнего  освобождения.  С  первого  сентября  в авиаспецшколе  начались  занятия. Школе предоставили  прекрасно  сохранившееся  помещение Одесской  Военно-Морской спецшколы – № 6.  Сейчас в  этом  здании  находится школа  № 10  с углубленным  изучением  французского   языка.

Командованием  Одесской авиационной  спецшколы ВВС№ 14  во  главе   с её начальником  майором   Калининым В.Т.    был  набран  прекрасный  педагогический  коллектив, состоящий из опытных  командиров-воспитателей  и  высоко  квалифицированных  преподавателей.

Они  щедро  делились своим  богатым  опытом и  глубокими  знаниями с  учащимися школы, воспитывая   настоящих граждан  своей  страны.

Учащиеся  Одесской   авиаспецшколы ВВС № 14  были  наглядным  примером для  молодёжи  Одессы, пользовались  любовью и  уважением горожан.

Выпускник ависпецшколы  послевоенных  лет Владлен  Петрович  Таран вспоминает: «Красивым  зрелищем  была  строевая прогулка  спецшколы,  когда с развевающимся  знаменем школы  под  бравурные  звуки  марша духового  оркестра,  чётко  чеканя  шаг по  брусчатке  города, школа  проходила по  центральным  улицам  Одессы, колонна  будущих   офицеров ВВС,  покорителей  неба – лётчиков и  штурманов, ависпециалистов наземных  служб, стройных  подтянутых  ребят в  ладно  сидящей униформе с  голубыми      курсантскими  погонами…»

Невольно останавливались прохожие на  улицах, девушки  бросали   влюблённые  взгляды, восторженно  смотрели  вслед  мальчишкам  Одессы.

Всего  за  послевоенное  время  Одесская  спецшкола ВВС № 14  осуществила  семь  выпусков. Словно Одесской  спецшколе авиаторов посвящена  ранее  популярная   песня «Орлята  учатся  летать»  написанная  замечательным   композитором  постсоветской  эпохи  Александрой Пахмутовой, где  есть  такие  строки:

Орлята  учатся  летать!

Им  салютует  шум  прибоя,

В  глазах их  небо  голубое,

Орлят  ничем  не  испугать!

Орлята   учатся  летать!

В 1951  году Одесская  ависпецшкола  была передислоцирована в г. Ейск Краснодарского  края  и  вошла  в состав  находящегося там Военно-морского авиационного  училища  лётчиков ВВС    как  структурное  подразделение  училища. Там  она просуществовала  до  1954 года  и  была  расформирована в  связи с реорганизацией военно-учебных заведений.

 Ветераны   Одесской авивспецшколы ВВС № 14 после  её  окончания   сохранили  свои  дружеские связи.

Каждый  год   в день Авиации и космонавтики   12  апреля  они собираются в  стенах  своей  «Альма- матер» СШ № 10 которая  является  правопреемницей  авиаспецшколы № 14.

Постановлением  Кабинета  министров Украины  от 31.03.1999г. средней школе  № 10 присвоено  имя лётчиков-космонавтаов   Г. Т. Добровольского  и  Г. С. Шонина,  которые  были  выпускниками авиаспецшколы № 14 в послевоенное  время.

Из   питомцев  спецшколы Героями Советского Союза,  лётчиками-испытателями  стали  генерал-майор  Мухин В., полковники П. Софронов, Ю. Кушнарёв. Командующими  воздушными армиями   стали   генерал-лейтенант авиации  П. Сафронов , И. Вради, В. Соколов.

В  Одесской  авиаспецшколе ВВС № 14  учился в  довоенное время  и в годы войны защищал  небо своей  Родины в частях штурмовой  авиации   видный  учёный  в  области  юриспруденции, профессор,  доктор  юридических  наук, академик   Марк   Филиппович  Орзих,  автор многих научных  работ   по  вопросам правовой  тематики, внесший  большой вклад в разработку  ныне   действующей  Конституции Украины.

В своих прошлых  публикациях об  учащихся Одесских  специальных школах  а  именно: Артиллерийкой № 16,  Военно-морской № 6,  я,  Подлегаев  Николай  Николаевич, неоднократно обращался к  городским  Властям  и  Общественности  города – героя  Одессы с просьбой  оказать содействие  в  установке памятного знака питомцам  Трёх   военных  Одесских спецшкол,  проявившим  героизм  и мужество в Великой  Отечественной  войне  1941-1945 годов.

Аналогичные памятники  стоят  в Киеве,  где  тоже  была спецшкола, в  городе  Кува-Сай   персонально   Одесской   Военно-морской  школу № 6  ив  Москве тоже  стоит  памятник  спецшкольникам, не  говоря уже  о Петербурге. А  в  Одессе?  Чем  Одесса   хуже других  городов, в  которых  чтят  память  мальчишек, ушедших  на  фронт  и очень  многих  из них  не вернувшихся  домой…

Я  надеюсь,  что  после  серии этих  публикаций   памятный  знак   Одесситам, не  вернувшимся  с фронтов, будет  установлен.

Памятник, по  моему  убеждению, должен  располагаться   в парке  Шевченко  неподалёку  от  Аллеи  Славы, где у  Вечного Огня  в  почётном  карауле у монумента  Неизвестному  Матросу несут  вахту  памяти одесские учащиеся городских  школ.

Это  будет  долг памяти  всех  одесситов, граждан нашего города мальчишкам, не вернувшимся в родную Одессу с полей сражений  и  защитивших свою Родину в годы войны.




Якщо ви виявили помилку на цій сторінці, виділіть її і натисніть Ctrl+Enter.

Шановний відвідувач, Ви зайшли на сайт як незареєстрований користувач.
Ми рекомендуємо Вам зареєструватися або увійти на сайт під своїм ім'ям.