Інформація до новини
24-06-2016, 19:00

Законодательное закрепление наказания за хозяйственные преступления должно быть согласованным

Категорія: Новини / Статті


У нас з'явився канал в Telegram, в якому ми будемо ділитися з Вами новинами

Законодательное закрепление наказания за хозяйственные преступления должно быть согласованным

Законом Украины от 16 июля 2015 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования системы гарантирования вкладов физических лиц и вывода неплатежеспособных банков с рынка» раздел VII «Преступления в сфере хозяйственной деятельности» Особенной части УК Украины был дополнен двумя новыми статьями: ст. 2201 (нарушение порядка ведения базы данных о вкладчиках или порядка формирования отчетности) и ст. 2202 (фальсификация финансовых документов и отчетности финансовой организации, сокрытие неплатежеспособности финансового учреждения или оснований для отзыва (аннулирования) лицензии финансового учреждения).

В ч. 4 ст. 2201 и ст. 2202 законодатель установил дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет. Решая вопрос таким образом, законодатель, достоверно, руководствовался некоторыми положениями Закона Украины от 16 сентября 2014 г. «Об очищении власти» (Законом о люстрации). Ч. 3 ст. 1 этого законодательного акта запрещает в течение десяти лет со дня вступления в силу настоящего Закона занимать лицам, указанным в частях первой, второй, четвертой и восьмой ст. 3 этого Закона, должности, в отношении которых осуществляется очищение власти (люстрация). Появление возможности десятилетнего запрета занимать определенные должности определенным лицам на легальном уровне фактически и позволило законодателю автоматически перенести эти положения в сферу уголовного права, что и нашло отражение в санкциях ч. 4 ст. 2201 и ст. 2202 УК Украины. Однако такой законодательный шаг, с нашей точки зрения, вполне необоснован.

Во-первых, согласно ч. 3 ст. 3 УК Украины, преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим кодексом. Это означает, что любые другие законодательные акты ни наказуемости деяния вообще, ни конкретного вида и размера наказания устанавливать не могут, а в ст. 55 действующего УК, которая регулирует признаки и устанавливает размеры такого вида наказания как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью никаких изменений в части сроков этого наказания внесено не было. Согласно ч. 1 ст. 55 УК лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания, а именно в таком качестве оно используется в санкциях ч. 4 ст. 2201 и ст. 2202 , может быть назначено на срок от одного до трех лет, и только, если это дополнительное наказание применяется в делах, предусмотренных Законом Украины «Об очищении власти», оно может быть назначено на пятилетний срок. То есть, в любом случае, это дополнительное наказание за преступления, предусмотренные ч. 4 ст. 2201 и ст. 2202 УК Украины, не может превышать трех лет. Во-вторых, хотя статьи Особенной части УК и содержат положения, которые определяют признаки конкретного состава преступления, а также устанавливают конкретные виды и размеры наказаний, которые могут быть назначены обвинительным приговором суда, по отношению к статьям Общей части они носят сугубо прикладной характер. Поэтому в случае противоречия между общими нормами уголовного права (Общей частью) и отдельными его предписаниям (Особенная часть) приоритет должны иметь именно нормы Общей части. Этот принцип является почти общепризнанным в отечественной теории уголовного права, в связи с чем неоднократно предлагалось дополнить действующий УК положениями соответствующего содержания.

В-третьих, именно на таком решении вопроса настаивает и высшая судебная инстанция страны. Согласно ч. 2 ст. 55 УК лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельности в качестве дополнительного наказания может быть назначено и в случаях, когда оно не предусмотрено в санкции статьи (санкции части статьи) Особенной части УК. Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Украины, которые содержатся в п. 17 постановления от 24 октября 2003 г. «О практике назначения судами уголовного наказания», это наказание назначается в пределах, установленных санкцией статьи (санкцией части статьи) УК, по которой подсудимый признан виновным, а если оно им не предусмотрено, то в пределах, установленных ст. 55 УК. Отсюда следует однозначный вывод о том, что санкции статей Особенной части не могут устанавливать сроки этого наказания, не предусмотренные ст. 55 УК Украины. У

странение определенных разногласий между статьями Общей и Особенной части действующего УК Украины возможно двумя путями. Первый, универсальный, заключается в создании в рамках Общей части УК отдельной нормы, которая закрепляла ее приоритет перед Особой частью. Однако создание такой уголовно-правовой конструкции требует определенных научных усилий и довольно длительного времени. К тому же даже наличие такой конструкции хотя и позволит правильно решить вопрос в рамках конкретного уголовного производства, все же не избавляет от необходимости внесения соответствующих изменений в Особенную часть УК с целью приведения ее в соответствие с положениями Общей части.

Поэтому более действенным в сложившихся условиях есть другой путь - принятие специального уголовного правового законодательного акта, направленного на устранение определенных противоречий. В этом аспекте предложенный группой народных депутатов Украины во главе с С.В. Киваловым проект Закона Украины «О внесении изменений в ст. 2201 и ст. 2202 УК Украины (по согласованию норм действующего законодательства Украины)» является очень своевременным. К тому же этот шаг не требует особых усилий, времени и вполне способен быстро решить проблему согласования санкций ч. 4 ст. 2201 и ст. 2202 УК с положениями ст. 55 Общей части УК Украины




Якщо ви виявили помилку на цій сторінці, виділіть її і натисніть Ctrl+Enter.

Шановний відвідувач, Ви зайшли на сайт як незареєстрований користувач.
Ми рекомендуємо Вам зареєструватися або увійти на сайт під своїм ім'ям.