Главная > Авторська колонка > Одесский альбом прекрасных дам

Одесский альбом прекрасных дам


8-03-2015, 10:00

Когда-то, во времена наших бабушек и прабабушек, хорошим тоном считалось держать в гостиной увесистый альбом с фотографиями, где рядом с семейными портретами хранились и снимки звезд театра, кино, эстрады… Прекрасные лица, прекрасные воспоминания! Вот мы и решили в этот весенний, праздничный день, напомнить вам хотя бы о немногих наших землячках, ставших истинным олицетворением Одессы. Не все они родились в нашем городе, многие из них реализовали свои таланты далеко от него, но все – впитали в себя неповторимый его дух и удивительную щедрость дарований и красоты. Ведь недаром Владимир Высоцкий в песенке из фильма «Опасные гастроли» так охарактеризовал одесситок: «…женщины Одессы - все скромны, все поэтессы, все умны, а в крайнем случае красивы».

 

Антонина Нежданова

(1873-1959)

Уроженка пригородной Кривой балки, дочь сельских учителей, она закончила Мариинскую гимназию и Одесское музыкальное училище, ставшее позже консерваторией, а ныне Музыкальной академией, долгие годы носящей с честью ее имя. Блистательная оперная певица (лирико-колоратурное сопрано), тридцать лет была Антонина Васильевна солисткой Большого театра, любимицей всего народа и истинной Народной артисткой, а потом – и не менее талантливым педагогом.

 

Анна Ахматова

(1889-1966)

Она родилась на Большом Фонтане, и совсем маленькой переехала с родителями в Царское село. Изысканная, южная внешность и яркий темперамент, и родовые связи (ее предки защищали Одессу еще в Крымскую войну) – связали навсегда этого большого поэта с нашим городом. Она была одной из тех, кто создал удивительный феномен русского литературного «серебряного века», став его олицетворением для молодых поэтов. И пронесла «великое русское слово» сквозь голод Гражданской, репрессии 30-х и несправедливые гонения 40-х годов прошлого, безумного ХХ века… Пронесла с честью и удивительным достоинством, став классиком еще при жизни.

 

Иза Кремер

(1887-1956)

Уроженка молдавского городка Бельцы, Изольда (Иза) Кремер прославилась и стала одной из звезд дореволюционной эстрады именно в Одессе, где прожила до 1919 года. Профессиональная оперная певица, получившая образование в Милане, она стала первой женщиной-шансонье той, дореволюционной России, предвосхитив жанр эстрадной «ариетки» Вертинского. И – первой певицей, певшей на языке своих предков – идиш… Ее мягкий голос и удивительный, женственный артистизм, сделал ее популярной по всей империи. А после революции, в эмиграции – одной из самых знаменитых гастролирующих певиц, объехавшей со своими задушевными песенками весь мир. И одновременно – многолетним борцом с фашизмом, не боясь петь на «языке недочеловеков» в антисемитской Польше 20-х годов и в Германии – перед самым приходом к власти нацистов… Она умерла в далекой Аргентине, мечтая о гастролях на родине, сохранив до конца дней любовь к нашему краю.

 

Вера Инбер

(1890-1972)

Коренная одесситка, дочь известного издателя, Инбер начала свою поэтическую карьеру с «дамских стихов» и стилизованных песенок, которые еще долгие годы пел и Александр Вертинский (достаточно вспомнить «Маленького Джонни») и многие другие шансонье (ведь даже считающаяся народной «Девушка из Нагасаки» – талантливая стилизация юной Инбер!). Она пережила ужас блокады Ленинграда, оставив истинным памятником погибшим от голода свои блокадные стихи. И – став одной из самых заметных и талантливых поэтесс советской эпохи.

 

Тамара Габбе

(1903-1960)

Эта скромная и обаятельная женщина, отдаленный потомок эмигрантов-шотландцев, осевших в Одессе, большую часть жизни посвятила детской литературе. Работая много лет как редактор «Детгиза» и будучи одной из соратниц Самуила Маршака, она сделала очень много для того, чтобы советская детская литература стала истинной литературой. Прошла через аресты 30-х несломленной, до конца своей недолгой жизни сохранив верность убеждениям и друзьям. И оставила после себя всего несколько чудесных пьес-сказок, по меньшей мере, одну из которых вы должны помнить по блистательной экранизации 60-х годов, – «Город мастеров».

 

Зинаида Дехтярева

(1927-2004)

Уроженка Одессы, народная артистка УССР, Зинаида Николаевна с начала 50-х годов была «полпредом Одессы» и русского театрального искусства во Львове. Общепризнанная звезда Львовского русского драматического театра Прикарпатского военного округа, она сыграла за свою долгую сценическую жизнь множество ролей в театре и кино, от комедии – до трагедии, от юных субреток – до комических старух и драматических героинь… Ее любил весь культурный Львов, а спектакли с ее участием – проходили с неизменным аншлагом.

 

Мальвина Швидлер

(1919-2011)

…Ее называли украинской Раневской и за редкой проникновенности актерский талант, и за неиссякаемое, афористичное, истинно одесское остроумие. Народная артистка Украины… Девочка, родившаяся на Слободке-Романовке, с юности начала она свой долгий сценический путь. До войны была популярна как талантливая, многогранная эстрадная актриса, с одинаковым успехом и певшая, и танцевавшая, и смешившая публику веселыми миниатюрами. А с 1945 года и до самой смерти – работала в Киевском государственном театре русской драмы им. Леси Украинки. Причем – органично прошла в своей блистательной карьере от лирических и драматических героинь – до ролей зрелых, а потом и старых женщин. Бесспорная звезда киевской сцены, она вовсе не случайно прославилась уже на склоне лет заглавной ролью в трагикомедии «Странная миссис Сэвидж», в которой гениально играла Раневская – в Москве. И знатоки считают ее исполнение, по меньшей мере, равновеликим прославленной актрисе…

 

Людмила Ястреб

(1945-1980)

Яркий и непокорный художник, выпускница нашей «Грековки», Людмила стала истинной «мадонной одесского нонконформизма». Идя против течения и творя вопреки официальным «вказивкам» казенных администраторов от искусства, всю свою недолгую жизнь она утверждала право на свое лицо и свой стиль в живописи. Была признана знатоками и Одессы, и зарубежья, но так и не дожила до прижизненной персональной выставки. И сегодня – ее картины украшают и частные коллекции, и лучшие музеи современного искусства не только нашего города, но и всего мира.

 

Татьяна Боева

(1951-2012)

Джазовая певица, признанная во всем мире, и… получившая звание «Заслуженной артистки Украины» только посмертно… Великий мастер сложнейшего искусства джазовой импровизации, которую знатоки сравнивали с Эллой Фицджеральд, вынужденная до конца жизни ютиться в каморке… Человек, буквально горевший на сцене, но так и не научившийся «толкаться локтями», делая карьеру и зарабатывая не только имя, но и деньги да положение в капризном и коварном мире эстрады. Как же мы не умеем ценить таланты при жизни!

 

Елена Аминова

Эта удивительно красивая, по-средиземноморски изысканная актриса, с середины 70-х по 1990, была истинной примой нашего Русского театра. Ее артистический талант и бешеный, истинно южный темперамент делал каждую роль – событием в сценической жизни города. В театр «ходили на Аминову»! А работы в кино – мгновенно прославили на всю страну. Достаточно вспомнить страстную и несчастливую авантюристку Лоренцу в незабвенной «Формуле любви» Марка Захарова. С начала 90-х – Аминова успешно работает в Москве, продолжая актерскую карьеру.

 

Светлана Мартынчик

Эта разносторонне одаренная одесситка – художница и литератор, ныне живущая в Москве, прославила наш город весьма неординарным образом… В течение многих лет любители фантастики с удовольствием читали многотомную серию книг, выходивших под псевдонимом «Макс Фрай». В отличие от большинства бесконечных сериалов, были они и оригинальны, и умны, и – весьма остроумны. И лишь относительно недавно – тайна Фрая была раскрыта из-за желания издателей присвоить псевдоним, начав выпускать под ним ремесленную халтуру. Лишь тогда Елена Мартынчик объявила о своем авторстве, в очередной раз доказав: наш город – истинный питомник талантов.

 

Наш «альбом» можно продолжать почти до бесконечности, ведь количество наших удивительно талантливых и бесконечно красивых и обаятельных землячек-одесситок огромно. И мы, поздравляя всех прекрасных дам Одессы, уверены: еще много даровитых, а то и гениальных одесситок живет и творит рядом с нами. Так давайте дарить им не только цветы, но и признание. И не только к «датам» - но каждодневно. Таланты необходимо и ценить, и растить, и поддерживать – с нежностью, трепетом, восторгом и любовью!


Вернуться назад